Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан
    • Становление государственности у Алан
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

Гарданов М.К. Отдельные незначительные правила

Опубликовано в 10.02.2024

на главную страницу

26. АЛЛИ ХУЗИ ЛИСТӔГ ӔГЪДӔУТТӔ ОТДЕЛЬНЫЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ  ОБЫЧАИ И ПРАВИЛА
Хӕснаг

Ностӕ, е ба теу, ӕгъдӕуттӕмӕ гӕсгӕ, ке рази ин не ‘мбӕлуй, уой рази ку ниххода, ӕ сувӕллон ку райса, е ба ин дзедзе ку бадара, уӕд хӕснаг ӕй.

Хӕснаг ба ӕй хинст.

Хаснаг

Ежели в присутствии деверя или иного лица, при ком не следует так себя вести, сноха станет хохотать, либо возьмет на руки дитя, или даст ему грудь, то с нее причитается хаснаг.

Хаснаг же означает угощение.

Еци хинст ностӕ исаразуй ӕ теуӕн, теу ку фӕххуӕрд уа, уӕдта е ба ӕлхӕнуй ӕ ностӕн ести лӕвӕрттӕ. Это угощение сноха организует своим деверям, а если, наоборот, проштрафится деверь, то он покупает невесткам какие-то подарки.
Хӕснаги ӕфсӕнттӕ

Силгоймаг, ке рази не ‘мбӕлуй ӕ теутӕй, уой рази ку схода, ку сдзора ӕнӕргъудийӕй, ӕ сувӕллон ескӕбӕл ку ниммеза, кенӕ ‘й уомӕн дзедзе даргӕ ӕ теутӕ ку баййафонцӕ хӕдзари ‘ма ин ӕ дзедзе игонӕй ку фӕууинонцӕ, кенӕ ба хуасӕ ӕнтаугӕй ӕ лӕвӕрӕн ласӕги сӕрбӕл истӕг теубӕл зуст гӕлст ку бакӕна, ӕ сӕр фасгӕй ӕй ку фейиавдӕуа, кенӕ ба ӕнӕуой ести ӕверхъау гъудтаг гӕнгӕ, уӕд силгоймаг еци ӕнӕрцӕф гъудтаги фӕууй хӕснаг.

Поводы для хаснага

Если женщина в присутствии свекров или еще кого, при ком нельзя это делать, засмеется, скажет необдуманное слово, если ее ребенок написает на кого-то, либо если девери застанут ее в доме, кормящей ребенка и увидят ее грудь открытой, либо убирая сено она слишком резко забросит охапку стоящему наверху копны деверю, если, расчесывая волосы …. или иное какое дело

Нӕлгоймаги ностӕлтӕ косгӕ-косгӕй ӕ уосӕбӕл цийнӕгӕнгӕ ку баййафонцӕ, кенӕ ба ӕ зӕнӕги хестӕрти рази, е ба ӕ ностӕлти рази ку райса, кенӕ ба ибӕл ӕнӕргъудийӕй ӕверхъау гъудтаг ку исӕмбӕла, уӕд нӕлистӕг фӕууй уоститӕй хӕснаг. Если снохи застанут мужчину ласкающим свою жену во время работы или в присутствии его старших детей, или если он в присутствии снох возьмет их (на руки), или если он необдуманно совершит иную ошибку, то такой мужчина становится обязан женщинам хаснагом.
Адӕймаг ӕ минкъий рӕдуд, кенӕ ба аййеп кӕмӕй ӕлхӕнуй, еци ӕгъдауи фингӕ хуннуй хӕснаг. Когда человек организует застолье, заглаживая свою оплошность или неправильное поведение, такая церемония или мероприятие именуется «хаснаг»
Ӕвеппайди ӕгъдӕуттӕ

Уосӕ ӕма лӕг кӕрӕдзей ӕрдӕмӕ ку цӕуонцӕ, уӕд силӕстӕг рахесӕрдӕмӕ раздӕхӕд, нӕлистӕг ба галеуӕрдӕмӕ. Силӕстӕгӕ цӕсгон цӕуӕгӕрдӕмӕ ӕрлӕууӕд, цалинмӕ нӕлистӕг райевгъуйа, уӕдмӕ.

Неожиданности

Если женщина и мужчина идут навстречу друг другу, то женщине повернуть вправо, а мужчине влево (чтобы разойтись) (тогда они столкнутся!)

Ӕркӕсуйнаг: нӕлистӕг лӕхъуӕн ку уа, силӕстӕг ба зӕронд, уӕд над уоси ӕй — мади ӕгъдауӕй. Примечание: если мужчина будет моложе, а женщина стара, то дорога ее – в знак уважения к матери.
Дууӕ лӕги кӕрӕдзей ӕрдӕмӕ ку цӕуа, уӕд кӕстӕр раздӕхӕд надӕй ӕма ӕ хестӕрмӕ ӕ галеу фарс рахӕссӕд, уӕдта ӕ бӕх ӕрцӕфтӕ кӕнӕд ӕма е ‘ннӕ фӕрсти ӕрбацӕуӕд ма еу минкъий ӕ хӕццӕ бацӕуӕд. Если двое мужчин будут двигаться навстречу, то младший пусть сойдет с дороги так, чтобы старший был слева от него, потом пусть нахлестает лошадь и с другой стороны немножко проедет, сопровождая его.
Силӕстӕг рамбӕлгӕй, лӕг ӕздӕхуй рахез ӕрдӕмӕ, цума ӕ гӕрзтӕ римӕхсуй, уотӕ, нӕлистӕгбӕл рамбӕлгӕй ба ӕвдесуй ӕ гӕрзтӕ. Повстречав женщину, мужчина принимает вправо, вроде он прячет снаряжение… а повстречав мужчину, он демонстрирует свое оружие.
Аци ӕгъдау, сили зӕрдӕ тӕнӕг ке ‘й, имонау дарунӕй ке гъӕуй, уой туххӕй ӕй, нӕлистӕгмӕ ба гъӕдӕгдӕр гъӕуй. Этот обычай объясняется тем, что женщина боязлива, к ней надо отно

ситься бережно, а с мужчиной надо общаться твердо.

Сӕйги ӕсгард

Хӕдзари хӕстӕгутӕй еске сӕйгӕ ку кӕна, уӕд ӕй гъӕуай кӕнуй ӕсгард.

Марди туххӕй ке хӕсса хӕдзарӕ, еци фингӕ хуннуй — фӕлхас ӕмаргӕс ӕма ‘й хӕссунцӕ аринги, кенӕ ба цетени.

Асгард для заболевшего

Если заболеет кто-то из домочадцев, то для него следует исполнить асгард.

То застолье, что организует семья по умершему, является расходом на поминки и несут это в деревянных корытах или в плетеных корзинах.

Маргӕсӕн фуди фингӕ ӕрветунцӕ, цуппаремӕй ба хӕдзари бон цал уа, уал ӕнкъай дзоли, медӕггаг гултӕ, сойнифунхтӕ, хъӕбунтӕ, тъӕпӕнтӕ. На поминки посылают съестное – хлеба по четыре, сколько будет возможно, пирожки с начинкой, поджаренные на сковороде с маслом и всяких других видов.
æфсон повод, отговорка, основание
фейиавдӕуа
ӕверхъау трагический, бесподобный, ужасный
ӕнӕрцӕф непослушный, обидчивый
фӕлхас расход, издержки, потребление
гӕрзтӕ оружие, снаряжение, одежда
маргӕс или «маргас» – съестное, приносимое на поминки
аринг или «амæнтæн» — корыто для теста
цетенæ плетеная корзина
тъӕпӕнтӕ

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

four × six =

Свежие записи

  • Záhuba Nartov
  •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
  • 05 Совет цард аразæг
  • 04 Ленин

Свежие комментарии

  1. ArthurJearf к Словарик иронско-русский
  2. Din к ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  3. Георгий к О ПРОГРАММЕ

Архивы

  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress