НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОСЕТИНСКОМ НАРТСКОМ ЭПОСЕ
М.А.Миндзаев, к.ю.н., заведующий кафедрой теории государства и права ЧОУ ВПО «Владикавказский институт управления»
Осетинские «Нарты» – книги на все времена, с ними интересно знакомиться в любом возрасте, и что немаловажно, разные эпизоды на старости лет воспринимаются иначе, чем в юности. Особенно это касается не описания боев и сражений, а более тонкой материи – представлений наших предков об окружающем мире, о том, как все возникло, о том, что произойдет в будущем.
Кроме так называемых «канонических» Нартов, опубликованных в 40-х годах 20 века, содержащих около 70 сюжетов (1; 2; 3), имеются научные издания осетинских нартских сказаний, содержащие более 1000 архивных записей, сделанных с конца 19 по середину 20 века (4; 5) Они содержат сказания, раскрывающие мировоззрение осетин. Очень интересно проследить, насколько изменилась ментальность наших современников, что оказалось отброшенным вихрем глобализма, а что удалось сберечь.
Для этого привлечем несколько малоизвестных сказаний, опубликованных в семитомнике «Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. (Нартовские сказания. Эпос осетинского народа)» (4) и в книге «Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл» (6), а также широко известное предание о пребывании нарта Сослана в Стране мертвых.
Малоизвестны сказания о сотворении мира вероятно потому, что при Советской власти не принято было их интерпретировать иначе, как с естественно-научной позиции. Если бы в книги о нартах были включены тексты, о которых пойдет речь ниже, то неизбежны были бы комментарии, показывающие отсталость и ненаучный характер данного материала, что ничего кроме вреда принести не могло.
Итак, возьмем соответствующую часть книги «Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл». Она может быть разделена на 6 блоков (разделов): Бог\Хуцау, Люди\адæм, Вселенная\дуйне, Приближенные Бога\Хуцауи уарзонтæ, Враги Бога\Хуцауи æзнæгтæ и Истинный мир\Устур дуйне.
Записаны тексты были известным собирателем сказаний и общественным деятелем Михалом Гарданти в селении Христиановском (ныне – город Дигора) в 1893-1924 годах. Обращает внимание прежде всего поэтический слог изложения, образность оборотов, архаичность ряда терминов. С содержательной точки зрения сказания напоминают тексты аврамических религий. Трудно сказать, какими были представления наших предков о Боге и вселенной до контактов с христианством (а, быть может, еще раньше и с иудаизмом), взято ли все оттуда, либо осетины сами пришли к единобожию, но тесная связь с христианством, близость многих персонажей к образам, описываемым им, очевидна. Не знаю, чего больше, поэзии, религии или философии в приводимом ниже отрывке «Хуцау\Бог», но он стоит того, чтобы с ним ознакомиться:
«Тот, кто ранним утром с небесного свода посылает ярко-красное сияние, а потом с улыбкой запускает во вселенную золотые лучи.
Тот, кто вечером опускает тьму, запускает со всех уголков неба, улыбающиеся месяц и звезды.
Тот, кто в жаркий полдень скрывает палящее солнце под темной мглой, светлый день кто превращает в мрак, а яркое солнце сменяет дождем.
Жаркое лето кто превращает в прохладную осень, а хладную морозную зиму в красивую и теплую весну.
Это тот, кто безлюдные пустыни наполняет людьми.
Кто множит поселения, роды и племена людей.
Кто мирит врагов и наставляет народы на путь согласия.
Кто из ничего производит человека во чреве матери, дарит ему жизнь, а затем заменяет ее на иную.
Кто охраняет жизнь человека и направляет его на праведный путь.
Тот, кто украшает жизнь во вселенной, делает ее красивой, славной, почетной.
Кто содержит мир в равновесии, в достатке, безошибочно и неколебимо.
Эта совершенная и безошибочная сила и есть светлый наш Бог, слава ему!» (7)
Не менее интересны другие отрывки «Места пребывания Бога\Хуцауи бунæттæ», «Дом Бога\Хуцауи хæдзарæ»:
«Бог определил для себя местом пребывания свет вселенной. Составные части света мира, его силы – это небо, ветры, земля, вода и пламя.
Небеса – это дом Божий, земля – его опора, двор его – его начало, ветер – его душа, направления его движения – это вода, огонь – это то, что очищает, что создает жизнь».
И дальше:
«Человек – дар миру для молитв и прославления Бога, всего более для овладения (подражания) Божьими свойствами. И пусть вселенная и человек идут по жизни, оставляя позади себя добрый след». (8)
Какое еще учение предлагает более гуманистическую концепцию?
В разделе «Люди\адæм» наряду с ожидаемым: «Людей сотворил Бог. У каждого человека есть душа и тело. Тело человеческое – из глины, а душа – от дыхания Бога» есть неожиданное продолжение:
«Нравились Господу дела человеческие и многих из них он приблизил к себе, живыми поднял их к себе и поставил их в своем золотом доме приглядывать за людьми, за порядком.
Наделяющий человека скотом Фалвара, небожитель Афсати, делающий жизнь сладкой Анагол, закаляющий жизнь Курдалагон, Лесной Дух и Донбеттир, наполняющие реки водой высоко в лесах, покровители зверей и водной живности, своим неутомимым трудом и безошибочным умом одолели призрачный мир и сделали человеческую жизнь бессмертной» (9).
То есть те, кого называют ангелами, раньше были людьми, но за особые заслуги были взяты на небо и стали бессмертными – какой замечательный стимул давали эти сказания!
В разделе «Вселенная\дуйне» указываются места, отведенные человеку, ангелам и противникам Бога. Человек назван хозяином нашего мира (правда, для осетин этот мир ненастоящий, призрачный; настоящий, истинный мир тот, который ожидает человека после смерти:
«Великий Бог с ужасным грохотом сотворил вселенную: своим умом, своей волей и своим словом.
Барастура он поставил руководить над Истинным (загробным) миром, Фидбилиза (несчастье) – над далимонами (чертями), Человека – над призрачным миром, а над всеми ними стоит Он сам; смотрит за их поступками и судит их….
Человека Бог сотворил из глины, дал ему ум различать доброе и плохое, волю и возможности, чтобы творить дела, поставил его правителем земли, и сказал ему: живи в этом призрачном мире, проводи дни в трудах и готовься перейти в мир великий, не забывай Господа…
Все замыслы мира – в Боге: без Бога нет ни жизни, ни смерти». (10).
Раздел «Приближенные Бога\Хуцауи уарзонтæ» весьма обширен, это любимцы Бога: Афсати (покровитель охотников и диких животных), Фалвара (хозяин мелкого и крупного рогатого скота), Хуарелдар (покровитель урожая, научивший людей пахать), Курдалагон (небесный кузнец, покровитель ремесел), Гадарахснаг (Леший), Донбеттир (покровитель вод и рыбаков), Елиа (он же Уацелла, ближайший служитель Бога, сражающийся с Руймоном – врагом рода человеческого), Уасгерги (покровитель путников, сокрушитель врагов, защитник обиженных, приносящий дружбу, наказывающий злодеев), Никкола (защитник униженных и угнетенных), Анагол (покровитель пчел и пасечников), Мада-Майрам (Мать Мария, мать вселенной, смягчающая сердце Господа), Небесный Басил (дающий надежду и новую жизнь), Уас-Тотур (охранитель скота, пастырь бедняков), Барастур (распорядитель в раю); у каждого из них своя функция, каждый из них кому-то или чему-то покровительствует.
Кроме них есть ангелы (изæдтæ, идаугутæ), которые предостерегают и охраняют людей от бед. Ангел есть у каждого человека (изæди хай), у каждой семьи (Сæризæд) и у каждого села (Гъæуизæд). Есть еще Будури изæд – охранитель равнин, пашен и покосов.
Между ангелами и бесами есть те, что посередине. К ним относятся Ангел смерти (Уодесæг), Алаурди и Руни Барæ. Они – исполнители Божьей воли. Руни Бара напускает болезни на людей, когда те забывают Господа и совершают какие-то грехи, а Алаурди – на детей. Жестокий Уодесаг беспощадно забирает душу человека, в момент, когда Бог считает это необходимым. Но когда люди начинают раскаиваться в своих грехах, и совершают жертвоприношения, то Руни Бара и Алаурди просят Бога, и Уодесаг отступает от больных.
Здесь мы видим явно дохристианские мотивы, но называть это язычеством неверно, т.к. принцип единобожия не нарушен. К тому же мысль о болезни как наказании за грех (дурные поступки, дурные мысли, неправильное питание или нездоровый образ жизни) – никак не расходится и с нашими современными представлениями.
Заметно меньше места уделено врагам Бога, которые вот так характеризуются: «От кого во всем мире происходят несчастья, кто натравливает людей друг на друга, заставляет их уничтожать друг друга, все грязное от кого исходит, бессердечные дела от кого происходят, обжорство, пьянство, лень, клевета, стравливание, проклятия, воровство, убийство; от чьей воли это все происходит в нашем призрачном мире, – все это во власти Фидбилиза (зла), и зовутся они врагами божьими». (11).
Среди них – Черт (Сайтан), далимоны, живущие под землей, есть среди них особи мужского и женского пола, причем последние более коварны. «Где несчастье – там и шайтан. У шайтана для каждого человека найдется кусочек (доля). Человек бывает защищен от несчастья, когда он бывает расположен к добру. И в каждой семье есть свой кусочек от Шайтана. Глава всех чертей семьи – Бундор» (12).
Бундор, вероятно, аналог домового, его имя переводится как «фундамент» или «основание», дословно «нижний камень». «Если Бундор настроен на праведный путь, то и дела его средь людей легче исполняются, благостно и радостно, семья живет в мире, без ссор, и они богаты.
Если на беду Бундор разозлится, то может опрокинуть дом навзничь. Члены семьи начинают есть поедом друг друга, мучают друг друга, а с людьми живут в раздоре. Жизнь в доме зависит от Бундора» (13).
А этот отрывок: «У каждого человека есть частичка от черта. Эта частичка бродит за ним, втягивает его во все неприятности, фиксирует все его недобрые дела и докладывает о них Богу» (14) Имре Кальман как будто использовал в своей «Сильве»: «Частичка черта в нас заключена подчас».
Есть еще Руймон: «Когда Шайтан (далимон, обманщик) хочет причинить грандиозное несчастье человеку, то он принимает какой-то облик, чаще – облик калм-руймона (змия, дракона).
Вонь от Руймона такова, что люди от него задыхаются, от его рыка все вокруг опаляется, от ужаса перед ним люди забывают Господа и отправляют ему в жертву по очереди красивых парня и девушку, чтобы он их сожрал.
Спустя три дня уже Руймона стрела не протыкает, сабля не рубит, сила его не ломит. И тогда Бог насылает на него пречистого Елиа – Уацелла, чтобы тот убил его» (15).
Как мы видим, далеко не все осетинские небожители являются аналогами обитателей христианского пантеона. Уасгерги часто отождествляют со Св. Георгием, что в корне неверно. Наш (еще скифский) герой древнее римского юноши, причисленного церковью к лику святых. Со змием у нас сражается не Уасгерги, а Елиа, да и иные свойства Уасгерги не совпадают со Св.Георгием, разве что отдаленное созвучие имен. Кстати, в прежние времена Уасгерги не был столь почитаем, как сегодня. Он, безусловно, был поважнее Анагола или Никкола, но вряд ли превосходил Уацилла, Хуарелдара или Фалвара, «отвечающих» за экономическую составляющую тогдашнего общества. Но в последнее время во многом из-за близости к грузинскому Цминда Гиорги и московскому защитнику святому Георгию он выдвинулся на передовые позиции в осетинском общественном мнении. В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего, скорее, это индикатор того, что дороги стали важнее (опаснее), чем забота о хлебе насущном, которого стало вдоволь. Что ж, бытие определяет сознание.
Заключительный блок – потусторонний мир, который называется Устур дуйне или Истинный (настоящий) мир, в противоположность миру земному, который именуется Мæнгæ дуйне или Призрачный мир.
«В призрачном мире человек живет на положении гостя, для него это есть лишь мир, в котором он готовится к переходу в великий мир, чтобы предстать чистым пред Богом.
Если бы этот призрачный мир не был предназначен человеку как испытание: его красота, его богатство, ум, сила, его долготерпение; ежели бы не проявлялись его недостатки, то каждый стал бы равным изаду (ангелу). Бог познает человека посредством призрачного мира и соответственно поступкам награждает и судит его» (16).
В отличие от него Устур дуйне – это место постоянного пребывания человека. В достатке пребывают там те, кого поминают живые близкие. «Там люди живут как хотят: в сторонке дети играют на зеленой травке, забавляются под теплыми лучами солнца. Взрослые же люди – располагаются по родам и по старшинству.
В Великом мире наши славный старейшины судят народ, живущий на поверхности. Кому подходит срок, тех забирают к себе» (17).
Но чтобы попасть в Истинный мир нужно пройти свой путь, преодолеть дорогу в царство мертвых, (мæрдти над).
«Жизнь человека вечна, и нельзя ее прервать. Как только человек умирает, его душа покидает тело и начинает жить другой жизнью, переносится в другой мир, и по-новому начинает жить в новой жизни. Тело – земле, из праха создано и в прах обратится.
Душа же – от дыхания Бога, и направляется по дороге печали в Великий мир, подле Бога, к душам покойных Нартов. Душа отправляется в путь к мертвым снаряженной, как в путешествие, в одеждах, как в жизни, а одевают его так, чтобы он в этой одежде (достойно) предстал перед покойными Нартами».
Сказания о загробном мире выражают мировоззрение осетинского народа, его этические представления. Среди них наиболее емкое – «Сослан в стране мертвых» («Сослан мæрдты бæсты»), где в виде чудес, увиденных Сосланом в загробном мире, интерпретируются взгляды осетин на доброе и злое, плохое и хорошее, должное и предосудительное. Всего там перечислено около 30 чудес, которые могут быть разбиты на три раздела: предосудительное поведение, за которое неизбежно наступят бесконечные муки в аду; поощряемое поведение, которое награждается раем, и предсказание будущего. Вряд ли в нем мы обнаружим что-то противоречащее современным этическим представлениям, но чрезвычайно интересно проникнуть в прошлое, сравнить современную ценностную ориентацию с той, коей руководствовались наши предки пятьсот, тысячу, а может быть и две тысячи лет назад.
Из преступлений первое, описанное Сосланом Ведухе, это мздоимство, взяточничество судей: «— Поехал я дальше, и вот передо мной новое чудо: сидят старики, совсем обледенели они, и ледяные бритвы бреют их бороды, то с корнем вырывая волосы, то оставляя пучки волос на лице.
— Это те, кого народ выбирал судьями, считая их праведниками. Но неправедно они судили, всегда брали сторону богатых и за взятку или по знакомству помогали им. Теперь, по закону Страны мертвых, платят они за свои грехи».
Интересно, многие ли слышали об этом и насколько изменилось бы их поведение, знай они с детства об этом? Вопрос риторический.
Следующее наказание – трудиться подобно Сизифу, предусмотрено для рвачей и хапуг: «— Этот человек в земной своей жизни, где мог, отрезал лишнее от земли соседа и у каждого бедняка норовил украсть лоскуток земли, чтобы составить себе богатство. Вот теперь и расплачивается он за это.»
Осетины считали достойными ада и такие действия, которые по современным меркам «не тянут» на статью Уголовного кодекса, например:
«—И этому не надо удивляться, — сказала Ведуха. — При жизни своей этот старик, когда ему случалось в рабочую пору брать в супрягу чужого вола, давал своему волу свежую траву, а чужому — объедки. За это теперь и принимает он страдания от вола. Вот это его история.»
Или, например, такие:
«— Дальше поехал я, вижу: с берега мост переброшен на остров. Острию ножа подобен тот мост. Сидит на острове старик в яичной скорлупе.
— Всю свою жизнь нелюдимом прожил старик этот на земле. Ни в будни, ни в праздники не звал он к себе гостей, вот и приходится ему теперь в Стране мертвых проводить в одиночестве долгие дни.»
Или вот еще:
«— Поехал я дальше, — говорит Сослан, — и вижу: лежит на дороге замерзший труп коня. Сидят около него мужчина и женщина.
— Эти люди при жизни были скупцами. То, что добыли они своими трудами, напрасно пропадало у них, даже для себя жалели они свое добро. Вот и приходится им в Стране мертвых утолять голод мерзлой кониной, — сказала Ведуха».
Еще несколько картин, увиденных Сосланом иллюстрируют вечные муки для: постоянно ссорящихся супругов; для тех, кто занимается обманом близких; для жен, обманывавших мужей; для скупых богачей; для людей, без спроса пользовавшихся чужим имуществом; для воров; для кормилиц, обманывавших приносящих к ним младенцев, или, говоря современным языком, для лиц, недобросовестно исполняющих обязательства; для присваивающих вверенное имущество. Есть в аду и место для детей, мучающих родителей.
Более интересно посмотреть на заключительные сюжеты сказания, где описывается будущее, каким его видели сказители (и, безусловно, слушающие их повествования). Вот здесь-то мы и видим стопроцентное попадание наших предков. Судите сами:
Двадцать второй сюжет: наступит время, когда станут старшие слушать советов младших, которые, в свою очередь, будут учить старших уму-разуму («кӕстӕртӕ хистӕртӕн уынаффӕгӕнӕг кӕд уыдзысты, зонд сын кӕд амондзысты»). Это время наступило в Осетии в начале 20 века.
Двадцать третья картина несколько туманно изложена, как катран Нострадамуса: «Ахӕм заман скӕндзӕн, ӕмӕ адӕмӕн ӕфсис нал уыдзӕн, стыр ӕмӕ чысыл ӕмбӕртӕ суыдзысты». Переведено это как: «Наступит такое время, когда и большому, и малому, знатному и безродному будут давать не больше, чем нужно ему для хорошей жизни». Т.е. все станут равны в получении питания при ограниченном его количестве. Ну чем не введение талонов!
Двадцать четвертая картина вполне ясно описана: «Ахӕм заман ӕрцӕудзӕн, ӕмӕ сау адӕм уӕздан адӕмыл фӕтых уыдзысты, сӕ разӕй фӕуыдзысты», т.е. придет время, когда простые люди возьмут верх над благородными – сказано это гораздо раньше появления на свет классиков марксизма-ленинизма.
Двадцать пятая картина не вполне понятна. Сказано: «Уый амоны уый, ӕмӕ фӕстагмӕ дуне адӕмӕн дуар суыдзӕн». В переводе: «А значит это то, что под конец весь мир станет для людей открытой дверью». Сегодня мы говорим, что знания на планете удваиваются каждое десятилетие.
Двадцать шестое предвидение: «Уый та уый у, ӕмӕ фӕстагмӕ адӕм хохӕй быдырмӕ царды хос аразынмӕ цӕудзысты ӕмӕ та-иу фӕстӕмӕ хохмӕ бацӕудзысты», т.е. это значит, что люди, которые с гор спустились на равнину и нашли там хорошую жизнь, со временем снова вернутся в горы – вполне сегодняшняя ситуация для Осетии.
Двадцать седьмое предвидение: настанет время, когда люди, принадлежащие к разным родам, будут жить дружнее, чем родные братья. Распад родовых отношений в Осетии (и в мире) мы наблюдаем уже не первое десятилетие.
Двадцать восьмое предвидение – гендерное равенство «Уый та амоны уый, ӕмӕ ӕрцӕудзӕн ахӕм рӕстӕг, нӕлгоймаг ӕмӕ сылгоймаг ӕмбартӕ кӕд суыдзысты, нӕлгоймаджы сӕрыл кӕд нал уыдзӕн хъуыддаг» или «а это предвещает такое время, когда женщина и мужчина будут во всем равны. И не будет славиться мужество». В 21 веке мы наблюдаем, как вполне себе прогрессивное и реализованное равенство полов плавно перерастает в стремление сексуальных меньшинств за рубежом к доминированию.
Двадцать девятая картина: достоинства, которыми наделены люди, и их добрые дела – бесконечны. Оптимизм, как видно, был издревле присущ нашим предкам.
Тридцатая картина предвосхищает современные учебники: сколько бы ни стремился ты познавать тайны вселенной, всегда сможешь познать только часть из них – идея бесконечности и, одновременно, ограниченности познания. Греки в те же века пришли к тому же, но у них уже была цивилизация, а авторы Нартов не знали даже грамоты…
Тридцать первая картина:
«— Уый диссаг нӕу, — дзуапп ын дӕтты Бедуха. — Ахӕм рӕстӕг скӕндзӕн, ӕмӕ адӕм сбирӕ уыдзысты ӕмӕ зӕхх баргӕ кӕндзысты. – И то не чудо. Наступит время, когда люди увеличатся в численности настолько, что начнут мерять землю» — (в смысле бесконечно огромная земля станет недостаточной для проживания увеличивающегося населения. Мальтус отдыхает!)
Тридцать вторая картина напоминает современную зарисовку:
«Но знакомые есть у тебя, которые подобны этому клубку: в глаза они тебе улыбаются, а за глаза готовы подрезать сухожилия на ногах коня твоего» — увы, ничто не ново под луной!
Вернемся к текстам, записанным в конце позапрошлого века Михалом Гардановым. Предоставим слово тем, кто жил представлениями 19 века:
«На реке Зам-Зам есть мост, мост в Ад. Вход на мост широк и гладок для всякого человека, кого мертвецы берут к себе. Невозможно миновать этот мост.
Когда путник достигает середины моста, то тот становится толщиной в волос. И у путника не бывает возможности ни шагнуть вперед, ни повернуть в сторону, ни оглянуться назад.
Души покойных Нартов начинают суд, и в зависимости от того, как он жил на земле, каков был его образ жизни в призрачном мире, насколько он любил людей, отводят ему соответствующее место в вечном мире.
Ежели путник был грешником, то место ему отводят в аду, если он был добродетелен, то в раю. И в этом (последнем) случае мост на реке Зам-Зам под путником (грешником) рвется. Путник с плеском падает в воду, вода затягивает его в водоворот Ада, и он начинает мучиться вместе с другими грешниками в озере ада.
Если же, напротив, путник оказывается добродетелен, то его дорога расширяется, он пересекает реку Зам-Зам и садится рядом с праведниками, с прославленными Нартами – Урузмагом, Хамицом, Сосланом, Батразом».
А далее в аду покойник претерпевает вечные муки, которые наблюдал Сослан, а в раю «красивый фруктовый сад, где под деревьями зеленая трава и молочное озеро» (19).
Вот, собственно, и все; о диалектике наши предки не задумывались и вполне удовлетворялись попаданием в рай хороших людей и в ад – плохих. Этим все и заканчивалось. Нас же интересует вопрос: как меняется модель поведения человека, искренне верующего во все то, что описано выше. Но это тема отдельного исследования.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Нарты кадджытæ. //Под ред. А.П.Газзаева. На осетинском языке. Художник Асланджери Хохов. Стихотворное переложение: Х.Ардасенов, И.Джанаев, Т.Епхиев, Д.Мамсуров, Х.Плиев. Дзауджикау: Госиздат СО АССР. 1949.
- Нартские сказания. Осетинский народный эпос. Перевод Валентины Дынник. //Под ред. С.Бритаева. Художник Махарбек Туганов. М.: ОГИЗ. 1949.
- Осетинские нартские сказания. Перевод Ю.Либединского. Примечания и словарь Созрыко Бритаева. Художник М.Туганов. Дзауджыкау. 1948.
- Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. (Нартовские сказания. Эпос осетинского народа) в 7 книгах. //Составитель Т.А.Хамицаева, научный редактор Ш.Ф. Джигкаев. Владикавказ: Иристон. Т.1. 2003. 592 с.; Т.2. 2004. 896 с.; Т.3. 2005. 712 с.; Т.4. 2007. 548 с.; Т. 5. 2010. 766 с.; Т.6. 2011. 544 с.; Т.7. 2012. 548 с.
- Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах (Нартæ. Ирон адæмы героикон эпос) //Составители Т.А.Хамицаева, А.Х.Бязыров\ Кн. 1.- М.: Наука, 1990. 431 с.; Кн. 2. – М.: Наука, 1989. 492 с.; Кн. 3 – М.: Наука, 1991. 175 с.
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005.
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.15.
В оригинале текст выглядит так:
«Сӕумӕраги арви къабӕзтӕй сурх сӕуӕхседтӕ ка ӕрбадаруй, уой фӕсте ба дуйнемӕ хор-зӕрин ходгӕ-ходгӕй ка рарветуй.
Раги изӕр арвбӕл талингитӕ ка ӕрбауадзуй ӕма арвӕн ӕ алли къабазӕй мӕйтӕ, ӕстъалутӕ ка ходун кӕнуй.
Ӕмбес бони содзгӕ хори сау мегъи буни ка бакӕнуй, ирд бон ӕваст ка ӕрӕнкъард кӕнуй, сах хор бурдӕн, уарунӕй ка раййевуй.
Тӕвдӕ сӕрдӕ сатӕг фӕззӕгӕй, уазал, гъизт зумӕг рӕсугъд ӕма гъар уалдзӕгӕй ка ӕййевуй.
Ӕдзӕрӕг бӕститӕ адӕмӕй ка идзаг кӕнуй.
Устур аултӕ, муггӕгтӕ, адӕмихӕттитӕ ка берӕ кӕнуй. Ӕзнӕгти кӕрӕдземӕ ка хӕстӕг кӕнуй ӕма дзиллити федауци надбӕл ка аразуй.
Адӕймаги, ӕнӕ уогӕй, ӕ мади губуни ка равзурун кӕнуй, цард ин ка раттуй, ӕма ӕй ӕндӕр цардмӕ ка ‘ййевуй.
Адӕймаги цард ка гъӕуай кӕнуй, ӕма ин ӕй рӕстӕрдӕмӕ ка аразуй.
Ӕгас дуйней цард рӕсугъд, цитгин, кадгин, радгин ка кӕнуй.
Дуйней ӕнӕ гъӕуагӕй, ӕнӕ аййеппӕй, ӕнӕ ‘фсӕрмӕй, ӕнӕ тухстӕй ӕнхузӕн дарун ка зонуй…
Еци ӕнхӕст, еци ӕнӕ аййепп тухӕ ӕй сугъдӕг Хуцау, табу ин фӕууӕд!»
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.16.
В оригинале текст выглядит так:
«Хуцау ӕхецӕн цӕрӕн бунат исаккаг кодта ӕгас дуйней рохс. Дуйней рохси къабӕзтӕ — тухтӕ ӕнцӕ: арв, дунгӕ, зӕнхӕ, дон ӕма зинг. Арв Хуцауи хӕдзарӕ ӕй, зӕнхӕ — е ‘рӕнцайӕн, ӕ тургъӕ, е ‘взурӕн, дунгӕ — ӕ уод, ӕ рафецауӕнтӕ, ӕ хӕтӕндӕнттӕ, дон, зинг — ӕ сугъдӕггӕнӕг, ӕ цард аразӕг».
И далее:
«Адӕймаг аци дуйнебӕл ӕй Хуцауӕн ковун ӕма Хуцауи кадгин кӕнуни туххӕй лӕвӕрд, хъӕбӕрдӕр ба Хуцауи минеугутӕ фӕнзуни туххӕй. Дуйне дӕр ӕма адӕймаг дӕр фӕстехуарзгӕнгӕ, бонхуӕздӕрӕй, цӕуӕнтӕ».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.28-29.
На осетинском:
«Хуцаумӕ хуарз кастӕнцӕ адӕймаги гъуддӕгтӕ ӕма берети ӕхецӕн лимӕнӕн райста, цардуодӕй сӕ ӕхемӕ исиста ӕма сӕ ӕ сугъзӕрийнӕ хӕдзари адӕмӕн гъӕуайгӕсӕн, фӕткӕн ӕма фӕндисӕрӕн ӕривардта.
Фонс иуарӕг Фӕлвӕра, Ӕфсатий, цард адгингӕнӕг Анӕгол, цард ӕхседӕг Курдалӕгон, Гъӕдӕрӕхснӕг ӕма Донбеттир, гъӕдтӕй дӕнттӕ игурунгӕнгутӕ, сирдтӕ ӕма дони фонс уе ‘уазгутӕ, се ‘вӕлмӕцгӕ кустӕй, ӕнӕрӕдуйгӕ зундӕй мӕнгӕ дуйней басастонцӕ ӕма адӕймаги цард ӕнӕмӕлгӕ искодтонцӕ».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.17-18.
На осетинском:
«Устур Хуцау ӕгас дуйне ӕ нӕгӕй сфӕлдиста: ӕ зунд, ӕ фӕндӕ ӕма ӕ дзурдӕй. Ӕцӕг дуйнейӕн хецауӕн ӕривардта Барастур, дӕлуймонтӕн — Фидбилиз, а мӕнгӕ дуйней — Адӕймаг, уонӕн се ‘нккӕтей сӕргъи ба лӕууй Ӕхуӕдӕг, сӕ миутӕмӕ син кӕсуй ӕма син тӕрхон кӕнуй….
Адӕймаги Хуцау искодта сикъитӕй, равардта ин зунд хуарз ӕма лӕгъуз ӕвзарунмӕ, бартӕ ӕма фӕндон ести минеугутӕ кӕнунмӕ ӕма ‘й ӕривардта зӕнхӕбӕл ӕлдарӕн, ӕма ин загъта: цӕрӕ аци мӕнгӕ дуйнебӕл, бон хӕссӕ дӕ фӕллойнӕй ӕма устур дуйнемӕ дӕхе исцӕттӕ кӕнӕ, Хуцауи ма феронх уо….
Адӕймаг ӕрцардӕй зӕнхӕбӕл, ӕ цардиуаг исаразта ӕма ӕхе устур дуйнемӕ, Хуцауи размӕ цӕттӕ кӕнун райдӕдта.
Ӕгас дуйнети фӕндӕ Хуцаумӕ ‘й: ӕнӕ Хуцау цӕрӕн дӕр ӕма мӕлӕн дӕр нӕййес».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.18.
На осетинском:
«Ӕгас дуйнебӕл ӕнамонддзийнадӕ кӕмӕй цӕуй, адӕми кӕрӕдзебӕл ка ардауй, ка цӕгъдун кӕнуй, алли цъумурдзийнадӕ ӕма ӕнӕ зӕрдӕесгӕ гъуддӕгтӕ кӕмӕй цӕуй, фурхуӕрдӕ, фурниуӕзтӕ, зийнадӕдзийнадӕ, хахур, гъолонцъух, ардаун, ӕлгъетун, давун, марун ке фӕндӕй цӕуй аци мӕнгӕ дуйнебӕл, етӕ ӕнцӕ Фидбилизи къохи ӕма хуннунцӕ Хуцауи ӕзнӕгтӕ».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.19.
На осетинском:
«Фидбилиз кӕми уа, сайтан уоми бадуй. Сайтанӕй алли адӕймагӕн дӕр хай ес. Адӕймагӕн ӕ хуарзмӕ игъосӕг рӕстмӕ ку зела, уӕд ӕнӕ фидбилиз ӕй.
Хӕдзари бийнонтӕн се ‘нккӕтемӕн дӕр ес сайтани хай. Бийнонти сайтӕнттӕн сӕ сӕр ба ӕй Бундор».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.19.
На осетинском:
«Ӕ Бундор рӕстмӕ кӕмӕн цӕуа, уой гъуддаг адӕми ӕхсӕн ӕнцойнӕдӕр, кадгин-радгин ӕй, ӕ хӕдзари бийнонтӕ федаунцӕ, ӕнӕхилӕ ӕма гъӕздуг ӕнцӕ.
Дӕ фудголбӕл ӕ Бундор исӕрра уа: уӕд хӕдзарӕ ӕ бунтӕй рахъан уй. Хӕдзари бийнонтӕ кӕрӕдзей фид бахуӕрунцӕ ӕма кӕрӕдзей гъезӕмарӕй марунцӕ, сӕ дзилли ‘хсӕн ба синдзӕ- биндзӕй цӕрунцӕ. Хӕдзари цард Бундормӕ гӕсгӕ ‘й.»
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.19.
На осетинском:
«Алли адӕймагӕн дӕр ес сайтани хай, еци сайтани хай хӕтуй адӕймагӕн ӕ фӕсте, ардауй ӕй алли налатеуӕгбӕл, ӕ лӕгъуздзийнӕдтӕ ин финсуй ӕма сӕ игъосун кӕнуй Хуцауӕн».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.25.
На осетинском:
«Адӕймагӕн устурдӕр зиан ракӕнунмӕ Сайтан (дӕлуймон, фӕлевӕг) ку фӕкковуй, уӕд естӕй хузи бацӕуй — хъӕбӕрдӕр калм- руймони хузи.
Руймонӕн е ‘смаг дуйнетӕ ӕнодӕй маруй, ӕ гъӕрӕй бӕститӕ аруйунцӕ, уой тӕссӕй адӕм сӕ Хуцауи феронх унцӕ ӕма ин, лӕхъуӕни дзӕбӕх ӕма кизги рӕсугъд ка фӕууй дзиллити ӕхсӕн, уони хуӕрунмӕ радугай ӕрветунцӕ нивондау.
Руймони ӕртӕ боней фӕсте фат нӕбал хезуй, кард нӕбал кӕрдуй, тухӕ ‘й нӕбал сӕттуй. Гъема Руймони марунмӕ Хуцау ӕрветуй сугъдӕг Елиай – Уацеллай».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.29.
На осетинском:
«А мӕнгӕ дуйнебӕл адӕймаг иуазӕггади цардӕй цӕруй ӕма е ӕй адӕймагӕн ӕхе устур дуйнемӕ исцӕттӕ кӕнуни туххӕй, Хуцауи размӕ кӕдзосӕй бацӕунмӕ дуйне.
Адӕймаг ӕвзарӕнӕн аци мӕнгӕ дуйней ку нӕ адтайдӕ ӕ рӕсугъддзийнадӕ, ӕ гъӕздугдзийнадӕ, ӕ зунд, ӕ хъаурӕ, ӕ берӕ фӕразондзийнадӕ; адӕймаги аййеппитӕ ку нӕ бӕрӕг кодтайуонцӕ, уӕд алке дӕр изӕдти амбийнӕ адтайдӕ. Хуцау адӕймаги ӕ мӕнгӕ дуйнемӕ гӕсгӕ зонуй, уомӕ гӕсгӕ ӕй кадгин кӕнуй ӕма ин тӕрхон кӕнуй».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.30.
На осетинском:
«Уоми адӕм цӕрунцӕ фӕндонтӕбӕл: сувӕллӕнттӕ еуварс цъӕх нӕуӕбӕл гъазунцӕ, фӕлмӕн хори гъармӕ сӕхе исӕрхунцӕ. Асӕбӕл адӕм ба — еуӕрдигӕй аулгай ӕма хестӕргай. Устур дуйней нӕ цитгин хестӕртӕ тӕрхон кӕнунцӕ уӕлӕбӕл адӕмӕн. Е ‘нгъуд кӕмӕн ӕрхъӕртуй, уой сӕхемӕ райсунцӕ».
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.31.
На осетинском:
Адӕймаги цард ӕносон ӕй, исӕскъунӕн ин нӕййес. Адӕймаг куддӕр рамӕлуй, уотӕ ӕ уод ӕма бауӕр кӕрӕдземӕй рартӕсунцӕ, ӕндӕр цардӕй цӕрун байдайуй, ӕндӕр дуйнемӕ раййевуй, ӕндӕр хузи, нӕуӕг царди надбӕл ӕрлӕууй. Бауӕр бафтуйуй сикъитбӕл, сикъитӕй конд адтӕй ӕма сикъит иссӕй.
Уод ба Хуцауи тӕф ӕй ӕма ранӕхстӕр уй ӕ мӕрдти надбӕл Устур дуйнемӕ, Хуцауи размӕ Нарти кӕнтӕмӕ. Уод цӕуй мӕрдтӕмӕ арӕзтӕй, бӕлццон арӕзтӕй, ӕ уӕлӕбӕл дарӕсти, ӕ мӕрддзӕгтӕ ба ин ӕнцӕ Нарти кӕнтӕмӕ бацӕуни туххӕй.
- Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл. //Сост. А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Издательско-полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ. 2005. С.34-35.
На осетинском:
«Зам-Зами донбӕл ес хед, зиндони хед. И хедӕн ӕ бахезӕн ӕй урух ӕма лигъз алли адӕймагӕн дӕр, мӕрдтӕ сӕхемӕ ке есонцӕ, уомӕн. Уоци хедбӕл ӕнӕ цӕуӕн нӕййес.
Хедӕн ӕ бӕрӕг астӕумӕ ку бацӕуй и бӕлццон, уӕд и хед дзиккой халӕй дӕр нарӕгдӕр исуй аллирдӕмӕ дӕр. Нӕ — размӕ райампъезгӕнӕн, нӕ — фӕрсмӕ раздӕхӕн, нӕ — фӕстӕмӕ ракӕсуни мадзал нӕ фӕууй и бӕлццонӕн.
Нарти кӕнтӕ тӕрхони бацӕунцӕ, тӕрхон искӕнунцӕ уомӕн ӕ уӕлӕбӕл царди уагӕмӕ гӕсгӕ, ӕма ин, мӕнгӕ дуйнебӕл ӕ цард куд хаста, адӕми куд азта ӕма уарзта, уомӕ гӕсгӕ бунат ӕносон бунати раттунцӕ.
И бӕлццон кӕд фудгӕнӕг адтӕй, уӕд ин исаккаг кӕнунцӕ зиндонӕ, кӕд хуӕрзгӕнӕг, уӕдта — дзенет. Ӕма Зам-Зами хед и бӕлццонӕн ӕрискъунуй. Бӕлццон донмӕ цъӕпгӕнгӕй рахауй, и дон ба ‘й Дзахануми устур хъуммӕ нилласуй, ӕма тӕрегъӕдгунти хӕццӕ зиндони цади гъезӕмарӕ кӕнуй.
На ӕма и бӕлццон раст разиндтӕй, уӕдта ӕ над фӕуурух уй, Зам-Зами донбӕл бахезуй, ӕма рӕститӕ кӕми бадунцӕ, уоми Нарти гуппургинти — Урузмӕг, Хӕмиц, Сослан, Батрази рӕнгъӕбӕл ӕрбадуй».
«Еци будуртӕ ӕнцӕ рӕсугъд рӕзбуни дзӕхӕрадонӕ, и бӕлӕсти буни ба цъӕх зӕлдӕ ӕма ӕхсири цадӕ».
© Миндзаев М.А., 2023 Бюллетень Владикавказского института управления. 2023. № 66 С.5-16.