1.1. ÆХСАР ÆМÆ ÆХСÆРТÆДЖЫ РАЙГУЫРД \\ РОЖДЕНИЕ АХСАРА И АХСАРТАГА
Сюжет: У Уархага родились близнецы: Ахсар и Ахсартаг. Он устроил пир, на котором небожитель Курдалагон дал имена новорожденным и подарил свирель.
Герои: Уархаг, Бора, Ахсар, Ахсартаг, Курдалагон, Донбеттыр, а также крылатый Пакундза.
Действия: рождение нового поколения людей; пир нартов; дары небожителей людям.
Предметы: волшебная свирель; лук со стрелами.
Примечания:
Сюжет с подарками небожителей повторяется в 7.4. «Айсана» и 3.2. «Дауджыты лӕвӕрттӕ Сосланӕн (Чем небожители одарили Сослана)».
Мотив даров от высших существ прослеживается и у Геродота, где он пишет, что согласно скифской легенде сыну прародителя Таргитая достались небесные дары: чаша, меч и плуг, и в христианстве («дары волхвов»)
«Лингвистический анализ позволил установить, что имя родоначальника нартов У ӕ р х ӕ г есть не что иное, как старое осетинское слово, означавшее «волк» (древнеиранское уарка). Легенда о происхождении Нартов вводится тем самым в круг распространённых тотемических мифов, характеризующих одну из самых ранних ступеней развития общества.
В какую-то весьма отдалённую эпоху древнеосетинское общество имело тотемом волка, т. е. считало волка своим родоначальником и было убеждено в особой, интимной связи племени с этим хищным животным. Имя тотема обычно подпадает под действие табу, словесного запрета, и вытесняется из обиходной речи. Этим объясняется, что слово уӕрхӕг «волк» в нарицательном значении уже не употребляется. Оно вытеснено заимствованным словом бирӕгъ. Но эпос сохранил нам его как свидетельство о далёком минувшем, когда люди верили, что они могут происходить от зверей и птиц.» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.132)
«Волк играет особую роль в фольклоре многих народов. У мегрелов эпонимный герой зовётся Гериа, что представляет точную кальку осетинского Уӕрхӕг: гери по-мегрельски значит «волк», а суффикс а по употреблению тождествен осетинскому -ӕг в Уӕрхӕг.
В Хевсуретии, на вершине горы Ахиели, хевсуры показывают вам могилу своего предка Мгела, т. е. Волка: «У этой могилы, называемой барука, ежегодно справляется трапеза в честь этого предка, куда поднимаются жители всего Архотского ущелья» (В. Бардавелидзе. Опыт социологического изучения хевсурских верований, с. 38).» (Абаев, с.133)
В.Лермонтов Яблоко Нартов | И.Лотиев Курдалагон | И.Лотиев Донбеттыр |