Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан, часть 1
    • Становление государственности у Алан, часть 1
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У АЛАН  часть 3.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У АЛАН (по книге Агусти Алеманя АЛАНЫ В ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ)   часть 3.

М.А.Миндзаев

к.ю.н., заведующий кафедрой теории государства и права ЧОУ ВПО «Владикавказский институт управления»

FORMATION OF STATEHOOD AMONG THE ALANS (BASED ON THE  «SOURCES ON THE ALANS. A CRITICAL COMPILAITION BY AGUSTI ALEMANY»)

 Аннотация: В статье на основе исторических хроник, собранных в большом количестве в монографии А.Алеманя и с использованием других источников, анализируются исторические условия, препятствовавшие формированию полноценного государства западных (I-V века) и восточных (VI — XIV века) алан. Затрагиваются параллели аланской истории и осетинского нартского эпоса.

Если в первой и второй частях статьи, опубликованных в Бюллетене ВИУ, перечислялись больше события, описанные в древних и средневековых хрониках, то здесь упор делается на причинно-следственные связи, приведшие к печальным результатам.

Abstract: The article, based on historical chronicles collected in large quantities in the monograph by A. Aleman and using other sources, analyzes the historical conditions that prevented the formation of a full-fledged state of the Western (1st-5th centuries) and Eastern (6th-14th centuries) Alans. Parallels between Alanian history and the Ossetian Nart epic are touched upon.

If the first and second parts of the article, published in the VIM Bulletin, listed more events described in ancient and medieval chronicles, then here the emphasis is on the cause-and-effect relationships that led to sad results.

Ключевые слова: государство, право, история, аланы, Кавказ, летописи, средние века, Агусти Алемань.

Key words: state, law, history, Alans, Caucasus, chronicles, Middle Ages, Agusti Aleman.

Почему не стало Аланской державы?

Тема эта весьма щекотлива. Для одних – государство у алан вообще не было создано, для других – перед монгольским нашествием на Северном Кавказе существовала сильная Аланская держава [см.: 1], третьи вообще ставят под сомнение существование аланского этноса, полагая, что под именем алан в эпоху поздней античности и раннего средневековья по Евразии маневрировали многие народы, так или иначе связанные с основным ираноязычным аланским ядром. Так, в конце 80-начале 90-х годов прошлого столетия на Северном Кавказе развернулась настоящая «война» за аланское наследство.

Этнически близкие к осетинам карачаево-балкарцы (их вполне можно считать единым этносом, во всяком случае в начале XX века такое мнение было доминирующим) заявили о своих претензиях на имя алан, исходя не только из того, что в их языке это слово является обращением к мужчине и имеет широкое хождение, но и потому еще, что столица Алании город Магас, а также несколько сохранившихся с X века христианских аланских храмов находятся на территории обитания карачаево-балкарского этноса, «принявшего в себя» аланскую кровь.

Еще дальше пошли восточные соседи осетин – ингуши, меньшая часть древнего вайнахского племени, просто соорудившие ворота перед въездом в новый населенный пункт, названный незатейливо – Магас, а ворота назвали Аланскими. Ну кто теперь станет спорить с тем, что потомками аланов являются именно ингуши? Пусть теперь осетины и балкарцы нервно курят в сторонке.

Сказать, что претензии тюрок карачаево-балкарцев и вайнахов-ингушей на принадлежность к аланам абсолютно безосновательны – нельзя. Наверняка генетический анализ покажет некоторый процент аланской крови их жилах. И это здорово, ведь появляется еще один аргумент в пользу дружбы народов и добрососедства. Но вряд ли такой ответ удовлетворит ярых сторонников «аланства» из Осетии, Ингушетии, Карачая или Балкарии, желающих признания именно их первичности, первородности в этом вопросе.

Мы будем исходить из того, что более корректный ответ на поставленный вопрос может быть сделан в конце статьи, после того, как мы пройдемся по событиям, замедлившим возникновение государственности у алан. При этом мы ограничимся, как и в первых двух статьях этой тематики [2, 3], анализом в основном одной лишь монографии Агусти Алеманя [4], содержащей, в свою очередь, ссылки на сотни древних рукописей, где упомянуты деяния аланов в I-XV веках, и несколькими подтверждающими нашу точку зрения ссылками на другие авторитетные источники.

Согласно римским и византийским источникам аланы появились в Европе примерно в I веке до н.э. под именем аорсов и регулярно «отмечались» по нарастающей на территориях современных Румынии, Венгрии, Австрии, Швейцарии, южной и северо-западной Франции, северной Италии, Испании, Северной Африки [см.: 4, с. 558-565].

Пять веков непрерывных войн то на стороне Рима против гуннов, то против империи, привели к тому, что к V веку им удалось захватить какие-то земли в Арморике и в северной Италии, изменить образ жизни, зажить дружно с соседями – готами, галлами, вандалами, лонгобардами и – и! исчезнуть из поля зрения летописцев после 500 года, так и не создав собственного государства. Мирная жизнь в окружении более многочисленных соседей, как варваров, так и римских граждан с более продолжительной цивилизационной историей, привела к ассимиляции и полной утрате если не этнических черт, то объединяющего начала: языка, обычаев, осознания себя отдельным народом. Слабым утешением может быть информация о большом числе аланских топонимов и личных имен, сохранившихся в тех областях по сей день.

Американский историк Бернард Стэнли Бахрах в книге «Аланы на Западе (от первого их упоминания в античных источниках до периода раннего средневековья)» пишет:

«В небольшом районе северо-запада Швейцарии, недалеко от Женевского озера и деп. Эн, далее к западу во Франции сохранились некоторые названия, указывающие на бывшие аланские поселения. Около 25 миль к северо-востоку от Лиона находилась группа из трех небольших городков Ален, Аленс, Аланьер. Около 25 миль к востоку северо-востоку в окрестностях Бурга находится город Аллень. За швейцарской границей около 30 миль к востоку и в окрестностях Женевы протекает река, ранее называвшаяся Аландон, а далее к северу и к востоку около 5 миль к северу от Лозанны находится город Алленс. Археологические материалы в некоторой степени подтверждают возможность существования в данных местах раннесредневековых аланских поселений… Захоронения в данном регионе относятся к середине V века и распространены исключительно в районах с аланской топонимикой» [6, с.85].

Далее он пишет:

«Уже к концу V в. источники не содержат упоминания об аланах в Галлии как об определенной этнической группе…   пребывание аланов на территории Галлии в течение жизни более чем трех поколений не могло пройти и не прошло бесследно. Аланскую топонимику… можно сравнить с подобной же топонимикой вестготских поселений в Аквитании. Хотя готы и были более многочисленны, чем аланы, и их поселения в Аквитании просуществовали около столетия, они оказали гораздо меньше влияния на местную топонимику, чем аланы. Об этом ясно свидетельствует сохранение и широкое распространение аланских собственных имен. Так, к примеру, имена Ален и его вариации Аллен, Алан и Аллан, происходящие от латинского Alanus, до сих пор распространены как собственные и фамильные имена. В Аквитании и области к северу от Луары также часто употребляется аланское имя Гоар» [6, с.90-91].

Что еще? Еще можно порадоваться тому, что западные аланы приняли христианство на 5 веков раньше восточных. Процитируем Бахраха:

«Аланские поселения в Южной Галлии не были такими удачными, как в Арморике. После разрыва с вестготами в 414 г. эти аланы поселились в районе между Тулузой и Средиземным морем. Несколько лет спустя, однако, бывшие союзники аланов вестготы вернулись из Испании и в качестве союзников империи начали претендовать на Юго-Запад Галлии.

Вестготы были арианами, аланы же, проживавшие среди них в меньшинстве, были в основном язычниками, пока не приняли ортодоксальное христианство во второй половине V в.» [6, с.108].

Далее Бахрах сообщает:

«Начало процесса ассимиляции аланов связано с их первым поселением на территории Римской империи, когда они отказались от своего кочевого образа жизни и перешли к оседлому землевладению, которое было господствующей формой хозяйства в Риме. Вторым этапом их ассимиляции явилось принятие христианства, в особенности в его ортодоксальной форме. Так, если еще в середине V в. аланы Галлии были язычниками, то к концу века уже переняли христианство. В первой половине VI в. все уже считали аланов христианами» [6, с.91].

Так что переход к единобожию сыграл с аланами злую шутку: сделав шаг вперед от варварства к цивилизации, они обнулились как этнос, передав европейским народам свой генофонд. Растратив за первые века нашей эры пассионарность, аланы перешли на стадию обскурации, угасания, полностью растворившись в других народах [см.: 5, с.388]. Можно утверждать, что западные аланы исчезли потому, что не создали своего государства.

Что касается кавказских алан, то кривая их развития была несколько другой. Согласно источникам, приведенным в книге А.Алеманя, в VI веке аланы успешно сражались с аварами и с мисимианами (юго-западная Грузия), в VII веке противостояли арабской экспансии на Кавказе, в VIII веке взаимодействовали с хазарами. С IX по XIII века аланы все больше воюют в Грузии, то разоряя ее, то выступая в качестве ее союзника в борьбе в Закавказье. Военные успехи алан все менее значимы; они все чаще нанимаются на службу к византийским или к грузинским правителям [4, с.566-572].

Аланы перестали быть народом-войском; они перешли от кочевого образа жизни к оседлому. Занимая обширные территории Северного Кавказа, они проживали, взаимодействуя с другими народами – адыгами, тюрками, народами нахской языковой группы. Можно предположить, что влияние алан на жителей горных областей восточного Предкавказья (современные Дагестан, Чечня и Ингушетия) было минимальным, а на равнинные западные области (современные Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария) заметно большим, свидетельством чего остаются христианские Шоанинский, Сентинский и Зеленчукские храмы X века, а также развалины аланского Магаса.

Сделаем отступление и затронем Нартский эпос, увязав его с этнической историей. Сама по себе нартовская тематика весьма объемна и вызывает те же споры, что и поставленный в начале статьи вопрос: чьи аланы, чьи нарты?  В.И.Абаев много лет назад постарался дипломатично ответить на этот вопрос так: нартовский эпос принадлежит тому народу, среди которого он бытует [см.: 7, с.321]. Казалось бы, давайте признаем, что есть абхазские, адыгские, балкарские, осетинские, вайнахские нарты – и дело с концом. Но нет. И здесь каждая сторона пытается доказать, что «их» нарты – старше и главнее. 10 глав и 2 приложения мощной монографии профессора Л.А.Чибирова «Осетинская Нартиада» [8] на русском и английском не только раскрывают мифологические истоки и ареальные связи осетинских Нартов, но и с упорством Марка Порция Катона Старшего («Ceterum censeo Cartaginem delendam esse», т.е. «Впрочем, полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен!») вколачивают мысль о первородстве именно осетинских Нартов (впрочем, абхазские нартоведы не менее агрессивны в этой дискуссии).

Разделяя точку зрения Людвига Алексеевича и понимая, чем она вызвана, я полагаю, что Осетии скоро придется отказаться от своих притязаний именно потому, что происходит быстрое забывание Нартов. Студенты вузов Осетии знают о нартах лишь понаслышке, не читают «Нарты кадджытæ» не только на родном, но даже и на русском. Т.е. все может произойти по В.И.Абаеву, но с противоположным знаком: Нарты не будут принадлежать тому народу, который не передает их из поколения в поколение. Не знаю, как обстоят дела с этим в Кабарде и в Абхазии, но в Осетии тенденция угрожающе приближается к необратимой.

Но мы немного забежали вперед; вернемся к вопросу об аланской государственности. Непременным условием зарождения государства является климат и экономический фактор. Необходимости в государстве нет в том обществе, которое не создает прибавочный продукт в достаточном количестве, чтобы возник слой людей (класс), присваивающий его себе и легитимирующий это присвоение посредством права. В свою очередь, это происходит только там, где есть подходящий климат и ландшафт. В Якутии и на Чукотке вряд ли возникнет государственность, она может быть туда только привнесена, а вокруг Средиземного моря, в устье Нила, по берегам Тигра и Евфрата – возникает, причем, давно, очень много веков назад.

Казалось бы, северокавказские равнины и предгорья, где нет недостатка в солнце, воде, лесах и почве, могли бы стать колыбелью для цивилизации, но, почему-то ими не стали. Может быть пару тысячелетий назад климат там был иным (не такое уж фантастическое допущение: на моей памяти всего-то лет за 50 Караугомский ледник в Дигории, один из крупнейших на Северном Кавказе, отступил чуть ли не на километр), но знаний юриста здесь явно недостаточно.

Очевидно, что серьезной экономики на Северном Кавказе создано не было. Аланы и обитавшие в том ареале адыги, а позднее – тюрки и другие народы, обитали там в условиях девственно чистой природы, дающей достаточно пропитания для жизни, но недостаточно товара для интенсивного сельскохозяйственного производства. Правда, истории известны случаи, когда государства возникали и без серьезного материального базиса, например, Монгольская держава, буквально в одно историческое мгновение выпрыгнувшая из степей, как черт из шкатулки, –  прекрасная иллюстрация теории насилия Карла Каутского.

Или быстрое появление многочисленных варварских королевств в период между падением Западной Римской империи и образованием империи Карла Великого. Или Хазарский каганат, практически ничего не оставивший после себя археологам. Можно привести и другие примеры, но все это образцы недолговечных государственных образований. Кратковременная империя Великого хромца Тимура (Тамерлана) держалась на остриях копий его непобедимых воинов; собственно, воевать непрерывно его понуждала необходимость постоянно платить войску, а собственной экономики для этого не хватало. Так что согласимся с тезисом, что без достаточной экономической базы государство не возникает. Это можно считать первой серьезной причиной неразвитости аланского протогосударства.

Обратной стороной развития экономики является превращение прежнего родового общества в классовое. Воинам, дружинникам государства не нужно, им вполне хватает вождей, военных царей, которые безболезненно сменяются более молодыми, сильными, умелыми, к удовольствию всего народа. Государство становится необходимым народу, распавшемуся на собственников, для которых страх потерять нажитое превосходит опасность утери родственных, племенных связей. А многочисленные собственники возникают, когда население перестает быть однородной массой одних только воинов, и появляется город.

Для полноценного государства нужен город, населенный людьми десятков профессий, нужны окрестные села, ежедневно поставляющие продукты к столу горожан, нужны купцы и ремесленники, учителя и врачи, уборщики улиц и могильщики, городская стража и войско, нужны содержатели едален: столовых, ресторанов, трактиров, тратторий, кабаков и т.д. При этом должно пройти немало времени, чтобы вычленился и осознал свою силу господствующий класс, чтобы он сформулировал и закрепил свою волю в каких-то источниках права, сформировал государственный механизм.

Что в этом плане в Алании Восточной? Здесь уже есть город, есть крепости (источники указывают на взятие трех крепостей в стране аланов Мерваном бен Мухаммадом (это арабский халиф, правивший в Дамаске; годы жизни 688-750 гг.) в 735-736 годах [см.: 4, с.567]. Аланы стали «народом писания», по терминологии Корана, т.е. присоединились к единобожцам в X веке, а западные аланы – еще в V веке! Разумеется, развивались ремесла (раскопки в Кобанском и Дигорском ущельях Осетии обнаружили там железоплавильные печи IV-I веков до н.э. [см.: 9]. До театра аланам было еще далеко, но сказители нартского эпоса уже продолжали дело, начатое Гомером в далекой Элладе. Но всего этого оказалось недостаточно для быстрого формирования государства.

Также недостаточной была слабая дифференцированность населения. Представление о том, что, когда дружина провозглашает своего военачальника князем, он начинает сам судить-рядить, его слуги регулярно собирают с населения дань, а народ представлен одними крестьянами и это уже государство, является упрощенным. Такое состояние общества можно назвать протогосударством или предгосударством. Что-то подобное мы наблюдаем в IX-X веках в северо-западной Руси, в VII-X веке в Хазарии, в VI-XIII веках у алан. И что с того, что в Алании в середине X века уже был эксусиократор [см.:4, с. 569], т.е. властодержец, признаваемый Византией самовластным другом империи, красивый титул сам по себе не эквивалентен государству.

Итак, слабая классовая дифференцированность населения Алании была еще одним препятствием формирования государственного аппарата.

Взглянем теперь на проблему с другой стороны. Государство возникает также там, где цивилизационный индекс (используем такое понятие) достаточно высок. То есть народ умеет писать и считать, торговать и транспортировать товар, может строить и организованно воевать, знаком с механизмами, делающими труд высокопроизводительным. В обществе развивается искусство пения, танца, появляется театр, возникают школы, развивается медицина и зарождается научная мысль. Античная история от Шумера, Аккада, Вавилона, Ниневии, Ассирии, Египта до Рима дает яркую иллюстрацию этого тезиса.

К сожалению, не была у алан в почете учеба и грамотность, во всяком случае об этом нет упоминания в устном народном творчестве. Но аланы, разумеется, не были чужды пению и танцу: свирель нарта Ацамаза именуется не иначе как «волшебная», а фандыр (лира), подаренная Сырдоном нартам – почиталась за сокровище. Танцы же описаны во многих сказаниях и часто они воспринимались как вид состязания [см.: 10].

Кому-то может показаться этот показатель несущественным для появления государства, во всяком случае в учебниках по теории государства и права об этом не говорится. Но если мы вспомним, что при раскопках Римских Помпей, а это был совсем небольшой городишко, обнаружили целых два амфитеатра (т.е. их культурный уровень был таким, что одного им не хватало) и сравним их с единичными музыкальными инструментами наших предков, то становится понятным, что и в этом они «не дотягивали» до государственного уровня.

С третьей стороны, в психологическом плане, необходимо, чтобы в обществе большинство людей умели подчинять и были готовы подчиняться. Для аланского социума вторая часть требования оказалась непреодолимой. Ценностная ориентация оставалась прежней: воинская доблесть определяет положение человека, а не имущественный статус [см.: 11].

Имущественные отношения, предположительно, не были развиты достаточно, торговля была непрестижным делом. В нартских сказаниях мы часто видим «добычу», «сокровища», но почти никогда «деньги». А без денег, как известно, имущественные отношения остаются в зачаточном состоянии и не нуждаются в государстве. Да и ремесло оставалось на уровне «для собственных нужд», товарное производство практически отсутствовало. Т.е. общественное мнение не было ориентировано ни на производительный труд, ни на получение прибыли от торговли. Только в нескольких сказаниях упоминается обработка земли. Даже на современном осетинском флаге на первом (верхнем) месте – святость, дух, религия, на втором – воинская доблесть и лишь на третьем – труд и материальное изобилие (имеются в виду три цвета – белый, красный и желтый, как символы духовности, доблести и благосостояния). В тех условиях сельскохозяйственный труд был объективно непроизводителен, урожайность – низкая, посему нормальный свободный человек становился воином, а не землепашцем.

Нельзя сказать, что землепашество отсутствовало у алан вообще; в сказаниях о гибели нартов говорится о том, как они выходили из положения, когда неурожай подвел их к гибели. Вот и случилось так, что, когда нарты (читай: аланы) перешли с набеговой системы на земледельческую, случился голод, приведший к гибели общества.

Поведенческие стереотипы алан тоже отрицательно повлияли на процесс государствообразования. Если сравнить условно правовые воззрения наших предков и народов, создавших государство, то обнаружим заметные расхождения. Помощь нам здесь окажет замечательное сказание «Сослан в Стране мертвых» [см.: 12]. Подробно оно проанализировано в статье: Миндзаев М.А. О правовых параллелях осетинского нартского эпоса [см.: 13]. Здесь отметим лишь одно, но существенное расхождение, бросающееся в глаза: кража – постыдна (не всегда преступна), а грабеж может считаться воинской доблестью (сказание «Безымянный сын Урызмага» [см.: 14], хотя присваивание чужого – это грех, наказываемых адскими муками. А в государственном обществе частная собственность всегда священна и ее похищение всегда преступно. Попутно заметим, что для нартов (читай: для алан) преступным было то, что ни при каких условиях не является таковым в государстве: скупость, нелюдимость, нежелание трудиться.

Мы видим, таким образом, что отставание алан от других этносов, успешно сформировавших государства в раннем Средневековье и раньше, закономерно. Хотя, кто знает, появись на свет группа пассионариев, осознающая полезность государства для сохранения этноса, возможно, история покатилась бы по другой колее. Но это, на наш взгляд, скорее могло произойти в V веке в Европе, где на развалинах Рима возникли варварские королевства, чем на Северном Кавказе, где возник единственно Хазарский каганат, да и то, усилиями иудейских торговцев и финансистов, всего-то на триста лет, которых оказалось недостаточно для ментального восприятия идеи государства основной массой туземного населения [см.: 15].

А, может, дело не только в пассионариях, а, больше, в связях с народами, давно живущими в условиях государства?

Действительно, венгры, пришедшие в Европу позднее аланов, имеющие язык, совершенно не похожий ни на латынь, ни на германский, ни на славянский, сумели во враждебном окружении создать государство еще до монгольского нашествия, и, даже потерпев от последних ряд поражений, смогли восстановиться. Для аланов же поражения, нанесенные монголами, а через полтора века Тамерланом, оказались фатальными. Что сделало венгров столь резистентными? Полагаю, христианство, но не само по себе, а как плотная связь с папством, увидевшем в них надежных, перспективных католиков.

Напротив, адыги, имевшие значительную численность и достаточный ареал, противопоставили себя христианской России, оказались под влиянием мусульманской Порты, были быстро отсечены от нее территориально и даже не попытались создать государство. А обитатели Восточного Предкавказья в XIX веке организовали имамат (протогосударство), позволивший им длительное время эффективно противостоять напору России.

В заключении еще несколько слов о Нартах. Хотя в самом эпосе сказано, что нарты не оставили после себя потомства, а оставили лишь добрую память о себе [см.: 16], т.е. осетины – не потомки нартов, но о связи нартского эпоса с историей предков осетин – алан, написано достаточно много.

Вряд ли стоит пересказывать все уже описанные в литературе параллели между историей аланского этноса и осетинскими нартскими сказаниями, о них достаточно писали В.И.Абаев, Дюмезиль [см.: 17, 19, 20, 21], Тур Хейердал [см.: 18] и многие другие исследователи. Никаких подобных параллелей между реальной историей адыгов, абхазов и их нартским эпосом, насколько мне известно, в литературе не описано. Что до претензий вайнахов на аланское наследие, то в науке не описаны никакие их контакты с народами Евразии за пределами их сегодняшнего обитания, что, на мой взгляд, не хорошо и не плохо. Это историческая данность и ее следует воспринимать нейтрально положительно. Ведь никому не приходит в голову переживать из-за того, что, скажем, пророк Мухаммад был рожден в Аравии, говорил на арабском, а не на кабардинском или на аварском, а Иисус Христос был вовсе не итальянцем и не эллином. Здорово то, что у нас есть на кого равняться, ведь как герои эпоса кабардинские нарты ничем не уступают осетинским или ингушским, либо осетинские – абхазским. Плохо другое, а именно то, что мы, кавказцы, постепенно теряем свои языки, свою историческую память. Энергию стоит направить не на бесплодные споры, а на сбережение доставшегося нам наследия, его популяризацию среди молодежи.

 

Библиографический список:

  1. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии. – URL: https://iratta.com/2007/01/14/alanskaja_derzhava_v_ixxi_vv.html (дата обращения: 23.10.2024). – Текст : электронный.
  2. Миндзаев М.А. Становление государственности у алан (по книге Агусти Алеманя Аланы в древних и средневековых письменных источниках) \\ Бюллетень Владикавказского института управления. 2024. № 69. С. 120-214. – Текст : непосредственный.
  3. Миндзаев М.А. Становление государственности у алан (по книге Агусти Алеманя Аланы в древних и средневековых письменных источниках) часть 2\\ Бюллетень Владикавказского института управления. 2025. № 70. С.124-146 – Текст: непосредственный.
  4. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М. «Менеджер». 2003. 608 с. – Текст: непосредственный.
  5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. //https://vmk78.narod.ru/Gumilev_Ethnogenez.pdf
  6. Бернард С. Бахрах Аланы на Западе (от первого их упоминания в античных источниках до периода раннего средневековья). М.: Ард. 1993. 191 с. – Текст: непосредственный.
  7. Абаев В.И. Блеск и нищета золотого тиснения (по поводу книги: М.А.Кумахов, З.Ю.Кумахова. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М. 1985).\\ В книге: В.И.Абаев. Избранные труды в 4-х томах. 2-е издание. Т.1, с.321-333. – Текст : непосредственный.
  8. Чибиров Л.А. Осетинская Нартиада: мифологические истоки и ареальные связи. Владикавказ: Ир. 2021. 418 с. – Текст: непосредственный.
  9. Мошинский А.П. Древности Горной Дигории VII‑IV вв. до н. э.: систематизация и хронология. // Москва. 2006 – Текст : непосредственный.
  10. «Как Сослан женился на Ведухе» – URL: https://www.nartosetia.ru/3-7-%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%B9%D1%8B-%D0%BA%D1%83%D1%8B%D0%B4-%D3%95%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0/ (дата обращения: 25.10.2024). – Текст : электронный.
  11. «Батрадз и алдар» – URL: https://www.nartosetia.ru/5-14-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B7-%D3%95%D0%BC%D3%95-%D3%95%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%80/ (дата обращения: 23.10.2024). – Текст : электронный.
  12. «Сослан в стране мертвых» – URL: https://www.nartosetia.ru/797-2/ (дата обращения: 23.10.2024). – Текст : электронный.
  13. Миндзаев М.А. О правовых параллелях осетинского нартского эпоса – URL:(https://www.nartosetia.ru/%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D1%85-%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0/ (дата обращения: 23.10.2024). – Текст : электронный.
  14. «Безымянный сын Урызмага» – URL: https://www.nartosetia.ru/2-3-%D1%83%D1%8B%D1%80%D1%8B%D0%B7%D0%BC%D3%95%D0%B4%D0%B6%D1%8B-%D3%95%D0%BD%D3%95%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BB%D3%95%D0%BF%D0%BF%D1%83/ (дата обращения: 23.10.2024). – Текст : электронный.

15.Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. http://gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html (дата обращения: 25.10.2024). – Текст : электронный.

  1. «Гибель Нартов» – URL: https://www.nartosetia.ru/8-1-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B-%D1%81ae%D1%84%D1%82/ (дата обращения: 26.10.2024). – Текст : электронный.
  2. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. – Текст: непосредственный.
  3. Хейердал Тур, Лиллиестрем Пер. В погоне за Одином. По следам нашего прошлого. // М.: Менеджер. 2008. 432 с. – Текст: непосредственный.
  4. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. \\ Киунуги: В.И.Абаев. Избранные труды в 4-х томах. 2-е издание. Т.1, с.122-205.
  5. Абаев В.И. Сармато-боспорские отношения в отражении нартовского эпоса. \\ Киунуги: В.И.Абаев. Избранные труды в 4-х томах. 2-е издание. Т.1, с.311-321.
  6. Абаев В.И. Проблемы нартовского эпоса. \\ Киунуги: В.И.Абаев. Избранные труды в 4-х томах. 2-е издание. Т.1, с.140-254.
  7. «Мост в ад» – URL: https://www.nartosetia.ru/13-%D0%B4%D0%BD-%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8-%D1%85%D0%B5%D0%B4-2/ (дата обращения: 22.03.2025). – Текст: электронный.

© Миндзаев Марат Айдарукович

Свежие записи

  • Программа курса Административное право
  • Программа курса Теория государства и права
  • Тематика лекций по теории государства и права
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Планы семинарских занятий
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО планы семинаров

Свежие комментарии

  1. RobertFup к Фамильная справка Хамицаевых
  2. Jasonutirl к Фамильная справка Хамицаевых
  3. Thomaspaw к Фамильная справка Хамицаевых
  4. JamesCeash к Фамильная справка Хамицаевых
  5. JamesCeash к Фамильная справка Хамицаевых

Архивы

  • Октябрь 2025
  • Сентябрь 2025
  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress