Читая сказания о нартах, а полтора века назад можно было сказать, слушая сказителей, пытаешься представить себе образы главных героев – Урызмага, Хамыца, Сослана, Сырдона, Батрадза, Ацамаза и Шатану – как они выглядели, о чем думали, к чему стремились. Их деяния описаны в сотнях преданий и, что интересно, их облик разнится от одного сказания к другому, что позволяет нам воспринимать их не как гранитные образы, а как живых людей из плоти и крови, совершающих как героические подвиги, так и нелицеприятные проступки. Особенно наглядно это видно в тех произведениях, где появляются новые персонажи – сыновья Шатаны и Урызмага, внук Хамыца, Маргудз безносый, Тотрадз сын Алимбега и другие.
Возникает соблазн описать родственные связи между нартами, составить нечто вроде генеалогии нартов. Задача эта может быть решена только отчасти, в самом общем виде, и вот почему.
Так называемые «канонические» издания северо-осетинских нартов (1,2,3) 40—годов 20 века состоят из примерно 70 сказаний, разбитых на 8 циклов: 1. Уархаг и его сыновья, 2. Урызмаг и Шатана, 3. Сослан, 4. Сырдон, 5. Хамыц и Батрадз, 6. Ацамаз, 7. Отдельные сказания и 8. Гибель нартов. Такое же по объему юго-осетинское издание 1942 года несколько иначе представляет родословную нартов (4). Если же мы обратимся ко всему множеству архивных записей нартских сказаний, общим числом около тысячи, то картина еще больше усложнится (см.: 5).
По порядку: согласно каноническому изданию отцом близнецов Ахсара (бездетного) и Ахсартага (родившего Урызмага и Хамыца) был Уархаг. Кроме него в одном из сказаний («Женитьба Батрадза или Симд нартов») (см.: 3, с.294-307) упоминается некий Уон – предок Батрадза, долго находившийся в плену у чудовища. Кроме того, что он был освобожден из плена, ничего другого о нем не говорится.
Потомки Урызмага – Сослан, рожденный из камня, и Хамыца – Батрадз, рожденный из спины отца, считаются принадлежащими к роду (фамилии) Ахсартагката. Сырдон, происходящий от одной с Урызмагом и Хамыцом матери – Дзерассы Донбеттырон, не считает себя Ахсартаговым и часто вступает во враждебные с ними отношения. Напротив, Шатана, родившаяся от той же матери, принадлежит к роду Ахсартагката. Последний из семерки «главных» нартов – Ацамаз – назван сыном некоего Аца и его связи с Уархагом не прослеживаются. Мы относим к «главным» нартам только те персонажи, которые упоминаются в большом числе преданий, и которые являются главными героями в нескольких сказаниях. К тому же в адыго-абхазских и вайнахских сказаниях присутствуют те же герои с чуть измененными именами.
Кроме Ахсартагкаевых среди нартов упоминаются Алагаевы и Бораевы. В доме Алагаевых проходят кувды; они олицетворяют жреческую прослойку общества; Альда (Эльда) была первой женой Урызмага. Бораевы упоминаются чаще, особенно Бораты Бурафарныг и его семеро сыновей. Они богаты имуществом и людьми, в то время как противостоящие им Ахсартагкаевы сильны воинской доблестью. В сказании «Ахсартаггата и Бората — кровники» говорится о противостоянии между этими двумя фамилиями, а в «Как Батрадз отомстил за смерть отца» Батрадз убивает их всех (3, с.320-332).
Не всегда бывает понятно, является ли тот или иной персонаж Нартом, или нет. Часто встречаются: Бедзенаг-алдар, приемный отец Арахдзауа (см. сказание «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау»), Алдар Черноморский (см. сказание «Последний поход Урызмага») и алдар Мысыра (см: сказание «Ацамаз и алдар Мысыра») – явные недруги Нартов, так же и Сайнаг-алдар (см. сказания «Смерть Хамыца»; «Как Батрадз отомстил за смерть отца»), но последний, к тому же, является отцом красавицы Агунды (см. сказание «Ацамаз и красавица Агунда») и вполне мирно отдает дочь замуж за Ацамаза.
А вот есть еще: Кафтисар-Хуандон-алдар или в некоторых сказаниях Хиандон-алдар, – у него Ахсартагката взяли войско для победы над Бората (см: «Ахсартаггата и Бората – кровники»). Еще есть друг Нартов Нашран-алдар (и его жена). На его стороне сражается Ацамаз против алдара Мысыра (см: «Ацамаз и алдар Мысыра»). Серьезный персонаж Челахсартаг сын Хиза, отец Бедухи (см: «Как Сослан женился на Ведухе»; «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау») вначале мирно сосуществует с остальными Нартами, а потом становится врагом Сослана. Его отец — Хизы алдар – имеет крепость Хиз (в некоторых сказаниях – Гур или Гори).
Из иных (не-нартов) отметим: маленького охотника Бценты (Быценты), на чьей сестре женился Хамыц (см: «Как Хамыц женился»), сюжет напоминает русскую сказку о лягушке-царевне (см: «Рождение Батрадза»); Гумского человека (см: «Сослан и Гумский человек»); пунктирно упоминаемый персонаж Дзех сын Уаза (см: «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау»), какие-то 3 сына Соппара (см: «Нарт Сыбалц, сын Уархтанага»). Из Донбеттыров однажды упомянут маленький Чех.
Из женщин в эпосе упоминаются: Донбеттырты Дзерасса – мать Урызмага, Хамыца, Шатаны и Сырдона; Алагаты Эльда, первая жена Урузмага (см: «Как Шатана стала женой Урызмага»); Акола-красавица — жена Батрадза (см: «Женитьба Батрадза или Симд Нартов»); дочь богача Адыла — жена не названного по имени сына Шатаны (см: «Сын Шатаны»); Саумарон-Бурдзабах – жена Айсана (см: «Айсана»); Бедуха (Ведуха) — жена Сослана (см: «Как Сослан женился на Ведухе»; «Сослан в Стране мёртвых»; «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау»), Бценон — мать Батрадза, дочь Солнца Ацырухс — жена Сослана, дочь Солнца Ададза – жена Сыбалца, дочь Солнца Хорческа — жена Хамыца, дочь Луны Мысырхан — жена Уона, дочь Сайнаг-алдара Агунда — жена Ацамаза, жена Насран-алдара, Кармагон – ведунья (см: «Урызмаг и кривой Уаиг»), Кулбадаг ус (ведунья) и ее дочь (см: «Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага») – легко можно запутаться!
Обозначение женщин как дочерей Солнца или Луны – это, естественно, всего лишь эпитет, обозначающий красоту женщин, а не их божественное происхождение.
Кроме того, персонажами сказаний являются представители Верхнего мира: Бог, небожители – Уастырджи, Курдалагон, Уацилла, Афсати, Донбеттыр, Гатаг, Тутыр, Ногбон, Елиа, Никкола, Сафа, Фалвара, Барастыр, Аминон, Татартуп. Есть также Балсаг, дочь Балсага провокатор смерти Сослана, и колесо Балсага.
Упоминается также некий дзуар, избитый Батрадзом.
Из чудищ больше всего великанов: Одноглазый уаиг из пещеры Урызмага, 4 уаига из «Сослан ищет того, кто сильнее его», 7 уаигов из «Поход Нартов», сыновья Тара, Пестробородый уаиг, Мукара, Бибыц. Упоминаются гумиры, казии и семиглавое чудище Кандзаргас, а также какая-то Кадзиты Шатана.
В юго-осетинских изданиях эпоса генеалогия иная. Родоначальником Нартов указан Сауасса. Его сыновья: Бора, Болатбарзай и Дзылау. От небесной красавицы Арвырасугд у Бора родились близнецы Уархаг и Уархтанаг. Далее – как в остальных изданиях: у Уархага родились близнецы Ахсар и Ахсартаг, а у Ахсартага – близнецы Урызмаг и Хамыц. Сын Урызмага – Сослан (Созрыко), сын Хамыца – Батрадз. В этом варианте сказаний нет фамилии Ахсартагката, все Нарты считаются Бораевыми, как потомки Бора (5, т.6, с.453-454).
Это примечание иллюстрирует условный характер любой генеалогии Нартов, как, впрочем, и скифов, у которых Таргитай тоже имел трех сыновей: Липоксая, Арпоксая и Колаксая, но, углубляться в параллели со скифами, мы не станем. Нас интересует следующее поколение нартов, его оппозиция к «старшим» нартам. К ним относятся: безымянный сын Урызмага из одноименного произведения, также безымянный сын Шатаны из «Сын Шатаны», Сыбалц из «Нарт Сыбалц, сын Уархтанага», Арахдзау из «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау», Маргудз из «Уастырджи и Нарт Маргудз Безносый», Тотрадз из «Тотрадз и Сослан», Айсана и Саууай.
Эти персонажи не переходят из сказания в сказание, как «старшие» нарты, а являются главными героями только в одной истории. Так, о Маргузе сказано, что он был неизвестен самому Уастырджи, хотя на земле имел неисчислимые богатства. При встрече с небожителем Маргудз продемонстрировал свои превосходные качества балццона (товарища по походу), превосходя кое в чем Уастырджи, и качества колдуна, перевоплощаясь в орла. В свою очередь, Уастырджи оживил умершую семью нарта и восстановил его утраченный нос, продемонстрировав тем самым «разницу в классе» между небожителем и человеком.
Продолжателем дела отца является сын Урызмага Айсана. Он становится воспитанником небесного Сафа. Увидев, что агуры атакуют Нартов, оставшихся без старших, ушедших в поход, Айсана собирается к ним на помощь. Небожители дарят ему чудесные вещи. Он истребляет агуров, но жена Сослана не приветствует его, пока тот не принесет волшебное дерево. Нарт отправляется за ним; его конь проскакивает между сталкивающимися горами после соответствующего удара ладонью. Айсана привозит дерево, но вновь жена Сослана не встает перед ним, предлагая ему добыть красавицу Саумарон-Бурдзабах в жены. Попытка допрыгнуть до башни красавицы неудачна и Айсана наполовину каменеет. Конь помогает и с невестой они возвращаются. Жена Сослана вновь недовольна и предлагает привезти ей шубу, которой владеет Бог. Айсана остроумно отвечает, мол, если бы эта шуба твоими руками была сшита, я достал бы ее, где бы она ни была. Но не в силах я достать то, над чем руки твои не потрудились. Удивительно, что нигде не говорится о взаимодействии знаменитого Урызмага с богатырем-сыном, каких-то подвигах, совершенных ими вместе.
Сын Шатаны (почему-то не Урызмага) не назван по имени. Он родился в отсутствие Урызмага дома. Мать положила его в сундук и отправила в лодке по реке. Алдар нашел ребенка и усыновил его. Мальчик рос гиперактивным и довел отца до конфликта с народом. Алдару пришлось отправить юношу в балц на поиски невесты. В дороге ему повстречались старшие Нарты и попытались его захватить, но в итоге он их сам одолел и пригрозил опозорить перед Нартами. Потом сжалился и отпустил их под честное слово не разбойничать. Они порекомендовали ему в невесты дочь богача Адыла. Поженились. Молодая посоветовала мужу поехать в Таркские степи за тремя волосками волшебной лисы. Привез. Позднее она предложила ему переселить 50 пар ногайской молодежи ближе к своей крепости, что он и сделал. Потом предложила подкупить ворожею, чтобы на указала на него как на первого, ворвавшегося в крепость Гур, что та и сделала (за взятку). За это он получил право выбрать добычу и взял полоску кожи, плеть из войлока и шапку-невидимку, оставив ни с чем Нартов. Старшие Нарты отправились к молодым и пригласили их переехать к Нартам вместе с ногайцами. А Нарты вновь отправились добывать скот.
Обратим внимание на несколько обстоятельств. Первое: представитель «новых» нартов не знаком со «старыми» и в стычке с ними побеждает. Второе: новое поколение проходит воспитание в обществе, где правят алдары, в то время как «старые» нарты жили в условиях родовых, не-феодальных. Третье: в жены ему рекомендуют не красавицу дочь Солнца или Луны, а невесту с приданным – дочь богатея Адыла. Четвертое: в семье у них главенство принадлежит жене, которая дает мужу четкие рекомендации по улучшению благосостояния (а не для свершения воинских подвигов). Пятое: жена советует сыну Шатаны дать взятку и обмануть (!), что явно противоречит моральным установкам из сказания «Сослан в Стране мертвых». Такой вот поворот на оверштаг.
Еще один выброшенный из семьи младенец – Саууай. У старого Кандза наконец рождается сын, но он выбрасывает его за то, что младенец откусывает груди кормилиц. Мальчика выкармливает волчица (весьма прозрачная параллель с римскими Ромулом и Ремом и кавказскими вайнахскими преданиями). Затем отец вновь признает его своим сыном. Саууай побеждает всех Нартов на соревнованиях, конфликтует с Урызмагом, потом идет с ним в поход, затем пикируется с его дочерью; из похода пригоняют коней, делят как во многих сказаниях, и неожиданно больше долей Саууай отдает старшим Нартам. После сватовства он уезжает надолго, а когда возвращается, не сразу его узнают, затем – выкуп, свадьба. Там кровники Кандз и Урызмаг мирятся, затем стариков купают в волшебной воде, а молодожены живут долго.
Мы видим, что поведение и этого нарта не корреспондирует его статусу юноши:
«Саууай тут сказал Урызмагу:
— За седины твои я прощаю тебе, но не оспаривай мою долю первого.
В ответ палкой пригрозил ему Урызмаг.
Не стерпел Саууай обиды, разогнал он коня и, как ворон, взлетел на гору Уаза. Как коршун, спустился он оттуда на Урызмага, толкнул его и сломал у него девять ребер» (3, с.453).
«Новые» нарты явно начинают теснить «старых» и ведут себя по отношению к ним весьма непочтительно.
А вот еще один «мальчик из сундука»:
У новорожденных мальчика и девочки рождается красивое дитя. Чтобы скрыть позор Шатана приказывает в сундуке бросить его в реку. Бедзенаг-алдар усыновил найденыша (выдал за своего). Мальчик направляется на охоту и встречается с Сосланом. Вместе охотятся и мальчик добывает много, а Сослан ничего. Мальчик делит добычу и большую часть дает Сослану. Тот нарекает его Арахдзауом. Вернулся домой и решил поехать к Нартам. Берет коня, как во многих сказаниях, из схрона, едет. Нарты, видя мощь приближающегося всадника, решают хитростью Шатаны его одолеть, но он не поддается ее уговорам. На кувде его пытаются подпоить, — не удается. Челахсартаг оскорбляет Арахдзауа, тот в гневе, уходит. Челахсартаг умоляет Сослана вернуть гостя, пообещав за это свою дочь Ведуху. Сослан исполняет, но Челахсартаг уклоняется от исполнения обещания и запирается в Айнаг-крепости (см.: 3, с.432-445).
Внук Хамыца, сын Уархтанага и муж дочери Солнца Сыбалц – тоже относится к «молодым» нартам. Мстя за отца, обиженного некими тремя сыновьями Соппара, он был сильно ранен. Его дед Хамыц пришел с того света, чтобы помочь внуку, и вновь возвратился туда. А сын оживил своего отца и зажили они счастливо.
В этом сказании, одном из немногих, говорится о земледельческих работах, о бытовом бандитизме сыновей Соппара и нечего не сказано о походах нартов или добыче скота. Сказание пронизано светом и теплотой солнца, любовью молодых, стремлением к счастливой спокойной жизни.
Оставшиеся два «молодых» нарта – безымянный сын Урызмага и Тотрадз, сын Алимбега Алагаты, пожалуй, наиболее трагические и заметные фигуры. Живший вдали от родного дома, не знавший родителей и случайно павший от руки отца, мальчик, чье имя не названо в сказании «Безымянный сын Урызмага», выходит из царства мертвых, совершает подвиги, чтобы напомнить родичам о своем существовании, и вновь возвращается в царство Барастыра. Очень мощно воздействует на читателя смесь воинских подвигов, приключений, печали родителей, неизбежности судьбы и веры в счастливую потустороннюю жизнь.
Еще более трагичной видится судьба молодого Тотрадза в «Тотрадз и Сослан». Юноша гибнет от руки Сослана, который во всех иных сказаниях видится нам как вполне положительный герой, а здесь он одерживает победу над противником не силой, а колдовством, нанося удары сзади. К тому же он вместо обычного благородства проявляет худшие качества, за что осуждается рассказчиком:
«Обманул Сослан Тотрадза. Только лишь с помощью обмана удалось ему убить его. Потому на том свете возобновится их поединок. Снова сойдутся Тотрадз, сын Алымбега Алагата, и булатный Сослан Ахсартаггата, и снова будут они биться. Толпами будут собираться мертвые, чтобы поглядеть на этот невиданный бой» (3, с.430-431).
Что ж, новое поколение всегда будет отличаться от старого. Изменяются условия жизни и на смену удальцам, проводящим дни в походах и набегах, приходят люди с другими жизненными устремлениями. М.Ю.Лермонтов не был первым, кто описал героя нашего времени, не похожего на прежних персонажей. Тем живее, человечнее и ближе нам становятся герои-нарты.
Библиографический список
- См.: Нарты кадджытæ \\ под ред. И.Джанаева, составители В.И.Абаев, Н.К.Багаев, И.В.Джанаев, Б.Т.Боциев, Т.А.Епхиев, переиздание 1995 г. с издания 1947 г.
- Нарты кадджытæ. //Под ред. А.П.Газзаева. На осетинском языке. Художник Асланджери Хохов. Стихотворное переложение: Х.Ардасенов, И.Джанаев, Т.Епхиев, Д.Мамсуров, Х.Плиев. Дзауджикау: Госиздат СО АССР. 1949.
- Сказания о нартах: осетинский эпос. Перевод Ю.Либединского, переиздание 2001 г. с издания 1948 г.
- Нартæ. Ирон адæмы эпос. Сталинир. 1942.
- Нарты кадджытæ. Ирон адæмон эпос. / Сост.Т.А.Хамицаева и Ш.Ф. Джигкаев. Т. 1. Дзауджикау, 2003. 592 с.; Т. 2. Дзауджикау, 2004. 896 с.; Т. 3. Дзауджикау, 2005. 712 с.; Т. 4. Дзауджикау, 2007. 548 с.; Т. 5. Дзауджикау, 2010. 766 с.; Т. 6. Дзауджикау, 2011. 544 с.; Т. 7. Дзауджикау, 2012. 548 с.
Бюллетень Владикавказского института управления. 2024. № 67 С.137-145.