Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан, часть 1
    • Становление государственности у Алан, часть 1
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

7

Опубликовано в 03.09.2023

на главную страницу

Т.А. Хамицаева  «ВВЕРХ ПО ИРАФУ»

7

Стона — поляна, овеянная романтическими преданиями далекой старины. Народный герой Айдарук и Стона неразделимы в сознании осетина-дигорца, хорошо знакомого с родным фольклором, с народными песнями и сказаниями. С ними связаны радостные и печальные воспоминания о славном прошлом и одновременно горечь от сознания бессилия народа, допустившего господствовать над собою баделятов — феодалов Дигории.

Стона в прошлом — место народного веча, на котором выбранные мужи (тархони лагта) окрестных сел, составлявших единое общество, решали свои жизненные вопросы. Здесь мирили кровников, медиаторы (народные судьи) объявляли всему народу о своих решениях, здесь же объявляли хъоди (бойкот всего общества тому, кто нарушил общественные порядки, кто оскорбил общество).

И, наконец, здесь выбирали старейшину — уоли. Таких старейшин еще в самом начале XIX в. наблюдал в Дигории путешественник Ю. Клапрот. Он писал: «Каждое селение подчинено одному или двум старейшинам. Они стараются разрешить ссоры жителей и поддерживают довольно хороший порядок, потому что их вообще уважают, однако нм не платят никакого рода податей» (Ю. Клапрот. Путешествие по Кавказу и Грузии. Известия СОНИИ, т. 12, стр. 237.)

Семь суббот собирались тапан-дигорцы в Стона, чтобы выбрать своего уоли, и, наконец, остановили свой выбор на Айдаруке, мужественном, удалом Айдаруке. Долгие годы счастливо, мирно жили дигорцы, ибо с честью справлялся Айдарук со своими обязанностями — защищал народ свой, не жалел для него ни сил своих, ни мудрости своей.

Однажды пришел из далеких мест, из Маджар некий Бадели и остановился в этих местах. А дигорцы в то время думали над тем, кого бы поставить дозорным на утесе, чтобы он вовремя сообщал о приближении врага. Выбор пал на Бадели, так как у него одного было огнестрельное оружие. Бадели согласился быть дозорным за чурек с очага. Он сидел на утесе, который и поныне носит название Баделий риндза (утес Бадели), и служил народу. Вначале, как посторонний, нанятый работник, он не имел голоса и даже не смел появляться в Стона. Но прошло время, постарел Айдарук. Бадели и его сыновья постепенно стали приобретать вес в обществе, стали приходить в Стона, принимали участие в сходе, а затем, когда Айдарук перестал приходить в Стона, Бадели сам возглавил собрание народа. От этого Бадели и его сыновей и произошли феодалы Дигории — баделята.

Айдаруку народ посвятил песню. Вот ее образные, яркие строки.

Был джигитом лихим Айдарук,

Он смелее был смелого.

В Донифарсе дарил ему друг

Коня белого.

На веку Айдарук попугал

Много всадников вражеских,

Конь его лошадей обгонял

Даже княжеских.

Ловко делал любое из дел

И любую работу он.

В лес по первому снегу летел

На охоту он.

Ой, кроили невесты тогда

Со двора Кубатиева (К у б а т и е вы — фамилия дигорских баделятов)

Ноговицы по форме следа

От ноги его.

Мастерицы в селенье его

Брали ткани парчовые

И кроили по тени его

Платья новые.

Жены гордые знатной семьи

И невесты несмелые,

Встретясь с ним, распускали свои

Груди белые.

Побелел, как зима, Айдарук.

Пожелтел хуже осени.

Навестить его всем, недосуг.

Его бросили.

Плачет бедный: «Состарился я.

Стали волосы белыми.

Близ меня даже трусы-князья

Ходят смелыми.

Ой, Дигора, Дигора, меня

Ты вконец обесславила.

От позора, позора меня

Не избавила!» (Перевод Н. Гребнева)

назад                                                                                           вперед   на следующую страницу

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

thirty six ÷ four =

Свежие записи

  • Программа курса Административное право
  • Программа курса Теория государства и права
  • Тематика лекций по теории государства и права
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Планы семинарских занятий
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО планы семинаров

Свежие комментарии

  1. RobertFup к Фамильная справка Хамицаевых
  2. Jasonutirl к Фамильная справка Хамицаевых
  3. Thomaspaw к Фамильная справка Хамицаевых
  4. JamesCeash к Фамильная справка Хамицаевых
  5. JamesCeash к Фамильная справка Хамицаевых

Архивы

  • Октябрь 2025
  • Сентябрь 2025
  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress