АНО «ХАМИЦ»
программа
НАРТÆ –НАРТЫ
О НЕКОТОРЫХ именах Нартов.
В русском варианте они искажены, поскольку иначе звучат неблагозвучно. Например, СатАна, даже с ударением на втором слоге, никак не могла быть оставлена в таком звучании из-за параллелей с ангелом Ада, и трансформировалась в Шатану, что вполне допустимо, учитывая особенности произношения звука «С» в современном иронском-осетинском. Та же картина с Насыран-алдаром, который в русской версии стал Нашран-алдар. Акула-красавица, чтобы не воспринимать ее как рыбу, стала Аколой, тем более что «У» и «О» часто произносятся почти одинаково.
Батрадз иногда пишется как «Батраз», т.к. в русском языке нет дифтонга «дз». В юго-осетинской версии эпоса Батрадз звучит как «Батырадз»; Урызмаг в дигорской версии звучит как «Урузмаг» или «Оразмаг», но это несущественные различия.
Хотя везде указывается, что Нарты состоят из трех фамилий (родов), но подавляющее большинство сказаний и персонажей – это АХСАРТАГКАТА. Они представлены, прежде всего, основной шестеркой:
братья-близнецы Урызмаг и Хамыц;
жена Урызмага, дочь Дзерассы и Уастырджи – Шатана;
сын Дзерассы и Гатага – Сырдон;
рожденный из камня сын Шатаны – Сослан;
рожденный Хамыцем сын от Бценон – Батрадз.
Именно эта шестерка героев является персонажами большинства сказаний (а их в «канонической» версии 40-х годов около 70 и разбиты они на 8 циклов).
Пунктирно об образах героев:
Урызмаг и Хамыц –дети Ахсартага и красавицы Донбеттырты Дзерассы, хотя и близнецы, но персонажи разные. Урызмаг – вождь, старший Нартов, человек мудрый, стойкий, побывавший за свою долгую жизнь и в шкуре собаки, и лошади («Кому досталась черная лисица»), бывший в плену у врагов, был даже свергнут соплеменниками («Последний поход Урызмага»), но всякий раз возрождавшийся как птица Феникс. Именно он принимает последнее решение, что для Нартов погибель с оставлением о себе доброй памяти лучше, чем несчастная жизнь и ничтожное потомство.
Хамыц тоже, в целом, герой положительный. Правда, он чревоугодник, любит чрезмерно женщин, долго не женится. Из-за его легкомыслия Уастырджи удается на третью ночь проникнуть в склеп Дзерассы. В то же время он спасает Нартов от голода, охотясь на дичь, и именно он становится отцом блистательного, непобедимого Батрадза, чьими успехами гордится («Как Хамыц женился»). Погибает от руки Сайнаг-алдара.
Рождение Шатаны волшебно: Уастырджи добивается своего и проникает в склеп Дзерассы, оживляет ее – и вот рождается самая красивая, самая умная, непокорная, хлебосольная Шатана, которая, к тому же немного волшебница. Наперекор обычаям она становится женой Урызмага (т.к. и он – лучший из Нартовских мужчин, и она – лучшая из женщин). Шатана подарила Нартам секрет приготовления пива. У нее есть два безымянных сына: одного случайно убивает Урызмаг («Безымянный сын Урызмага»), другой воспитывается у алдара, потом побеждает многих Нартов и начинает жить в достатке и радости («Сын Шатаны»).
Сырдон – пожалуй, самая противоречивая личность. Он сын Дзерассы, но не ощущается, что Урызмаг и Хамыц считают его своим братом. Напротив, Сырдон – бедняк, не отличается силой, но превосходит остальных умом, хитростью. Он часто издевается над Нартами, где-то даже желает погибели Ахсартагката, но иногда выручает их из беды («Поход нартов»). Он становится непримиримым врагом Сослана и способствует его убийству («Смерть Сослана»). Хотя он и умирает, но затем воскресает и доживает до последнего эпизода о гибели Нартов вместе с Урызмагом и Шатаной. Жорж Эдмон Дюмезиль, автор книги «Осетинский эпос и мифология» М.: Наука. 1976., считал Сырдона таким же трикстером, как и Локи в скандинавском эпосе.
Сослан – представляет следующее поколение Нартов, хотя взаимодействует на равных с Хамыцом и Урызмагом. Он закален в горне небесным кузнецом Курдалагоном, но имеет свою «Ахиллесову пяту» — незакаленные колени, которые перерубило Балсагово колесо. Воспитывался Шатаной, считавшей его своим сыном, хотя родился он из камня, на который изверг семя некий пастух, пораженный красотой Шатаны («Рождение Сослана и его закалка»). Хотя Сослан и сильнее других Нартов (кроме Батрадза), но периодически он терпит поражения от великанов или других людей, а маленький Тотрадз едва не отправляет его на тот свет («Тотрадз и Сослан»). В то же время, он может побеждать более сильных противников умом и хитростью («Сослан и сыновья Тара»). Сослан – человек, способный испытывать сильнейшую любовь к женщине: вначале он испытывает нечеловеческие муки, добиваясь руки Ведухи («Как Сослан женился на Ведухе»), потом после ее смерти добивается руки Косер («Как Сослан женился на Косер»), наконец, проникает в Страну мертвых, чтобы жениться на дочери солнца Ацырухс («Сослан в Стране мёртвых»). В то же время, Сослан беспощаден к тем, кого считает врагами: он убивает детей Сырдона, убивает маленького Тотрадза и издевается над его матерью. В борьбе с Батрадзом уступает тому в силе, а в одном сказании даже оказывается пришпиленным к стене некоей Кадзиты Шатаной («Как Батрадз спас Сослана»). В целом он остается позитивным и почитаемым персонажем у осетин, символом силы и благородства.
Батрадз – последний из «старых» Нартов. Он, как и все они, рожден необычно: его мать, Бценон, поместила зародыш меж лопаток Хамыца, а когда настал срок, Шатана помогла мальчику появиться на свет. Вначале Батрадз живет в море у Донбеттыров, потом Шатане удается выманить его из воды, и он какое-то время, как и все малыши, возится в золе, ничем не выделяясь из остальных детей. Затем он закалился у Курдалагона, но как у Ахиллеса – пята, у Сослана – колени, так у Батрадза осталась незакаленной одна кишка. Он живет не с Нартами, а то ли на небесах, то ли на вершинах гор и ледников и слетает вниз, чтобы помочь им в борьбе с великанами и иными насильниками, либо спасти старших Ахсартагкаевых от Бораевых. Он не брезгует поработать на алдара, когда у Нартов был голод, но гордость не позволяет ему продолжать работать, когда алдар его обижает, назвав его своей покупкой («Батрадз и алдар»). Батрадз совершает множество подвигов, демонстрируя свою силу перед всеми, но становится образцом для подражания по трем свойствам: за силу и отвагу в бою, за воздержанность в еде и за благородство по отношению к женщине («Собрание нартов, или кто из нартов самый лучший»), — что по сей день превыше всего ценится среди осетин. В конце своего жизненного пути Батрадз (почему-то) становится врагом дзуаров и идаугов (небожителей) и начинает их истреблять («Как Батрадз избил дзуара нартов»), за что те, в свою очередь, мстят Нартам, уменьшая дары природы («Батрадз и чаша нартов Уацамонга»). Батрадз мстит за смерть своего отца убийце, но потом его гнев переходит на род Бората, и он убивает Борафарныга и его семерых сыновей, затем он начинает мстить всем Нартам и мучить их женщин. Желая погубить Батрадза, небожители обращаются к Богу, но даже он не в силах просто взять и убить Батрадза, поэтому предлагает им погубить его хитростью, заманив в жаркое безводное место, где сгорит его незакаленная кишка. Бог роняет три слезы по погибшему Батрадзу, превратившимся в три святилища Осетии – Реком, Таранджелос и Мыкалгабырта – и только тогда тот упокоевается в склепе Софии.
ВТОРАЯ ГРУППА Ахсартагката – это персонажи лишь нескольких сказаний:
Уархаг, родоначальник фамилии,
его два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг,
а также Ацамаз, сын Аца, участвующий в паре сюжетов (См. сказания: «Ацамаз и Алдар Мысыра» и «Ацамаз и красавица Агунда»). Ацамаз – носитель «функции культуры».
Дочь Донбеттыра – жена Ахсартага и мать Урызмага, Хамыца, Шатаны и Гатага – Дзерасса не из Ахсартагката по рождению, но «тяготеет» к ним по судьбе.
Есть еще буквально «пунктирно» обозначенные персонажи –
Уон – томящийся в плену и освобожденный Батрадзом предок (?) фамилии (См. сказание «Женитьба Батрадза или Симд Нартов»);
безымянный сын Шатаны и Урызмага, убитый последним по неосторожности (См: «Безымянный сын Урызмага»),
еще один сын Шатаны, являющийся мужем дочери Адыла (См: «Сын Шатаны»),
Айсана – сын Урызмага и воспитанник небесного Сафа (См: «Айсана»).
В сказании «Саууай» упоминается дочь Урызмага, ставшая женой
Саууайа, сына Кандза,
а в сказании «Нарт Сыбалц, сын Уархтанага» –
дочь Хамыца (жена Уархтанага),
некий Уархтанаг – ее муж, и их
сын Сыбалц (внук Хамыца).
Упоминаются еще 7 сыновей Сырдона, в т.ч.
Конага, Уарага, Фуага, убитые Сосланом, а также некий
племянник Сослана, отомстивший Балсагову колесу за дядю. Кроме того, есть
сын Шатаны (тоже безымянный, как и первый, погибший от руки Урызмага), являющийся мужем дочери богача Адыла (См: «Сын Шатаны»)
ДРУГИЕ НАРТЫ – Бората и Алагата – не структурированы столь четко. Наиболее мощная фигура среди них – Бораты Бурафарныг: его не названные поименно 7 сыновей, и он сам убиты Батрадзом (См: «Игры маленького Батрадза»; «Как Батрадз спас Урызмага»; «Смерть Хамыца»; «Как Батрадз отомстил за смерть отца»; «Саууай») А также:
Тотрадз — сын Алымбега Алагаты, вначале победивший в бою Сослана, но павший потом от его руки;
Бедзенаг-алдар и его приемный сын
Арахдзау (См: «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау» и «Батрадз, сын Хамыца, и Арахдзау, сын Бедзенага»)
Саумарати Кандз – кровник Урызмага и
его сын Саууай – муж дочери Урызмага (См: «Женитьба Батрадза или Симд Нартов»; «Саууай»);
Маргудз безносый – свояк Уастырджи и Елиа, неизвестный небожителям, но превосходящий многих богатством, умом и другими достоинствами;
пастух – отец (?) Сослана (похоже на библейский сюжет о рождении Христа от Святого духа, а не от Иосифа, мужа Марии, но наоборот. «Биологическим» отцом Сослана оказывается не герой-муж матери Шатаны, а безымянный пастух).
Примечание: в некоторых изданиях, обычно юго-осетинских, генеалогия иная. Родоначальником Нартов указан Сауасса. Его сыновья: Бора, Болатбæрзай и Дзылау. От небесной красавицы Арвырасугъд у Бора родились близнецы Уархаг и Уархтанаг. Далее – как в остальных изданиях: у Уархага родились близнецы Ахсар и Ахсартаг, а у Ахсартага – близнецы Урызмаг и Хамыц. В этом варианте сказаний нет фамилии Ахсартагката, все Нарты считаются Бораевыми, как потомки Бора. Это примечание иллюстрирует условный характер любой генеалогии Нартов, как, впрочем, и скифов, у которых Таргитай имел трех сыновей: Липоксая, Арпоксая и Колаксая, но, углубляясь в параллели со скифами, мы рискуем изменить жанр и превратить обучающую программу в научную, что категорически нежелательно.
ИЗ ЖЕНЩИН – Донбеттырты Дзерасса – мать Урызмага, Хамыца, Шатаны и Сырдона;
Алагаты Эльда, первая жена Урузмага (См: «Как Шатана стала женой Урызмага»);
Акола-красавица жена Батрадза (См: «Женитьба Батрадза или Симд Нартов»);
дочь богача Адыла — жена не названного по имени сына Шатаны (См: «Сын Шатаны»);
Саумарон-Бурдзабах – жена Айсана (См: «Айсана»);
Бедуха (Ведуха) — жена Сослана (См: «Как Сослан женился на Ведухе»; «Сослан в Стране мёртвых»; «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау»)
Бценон мать Батрадза,
дочь Солнца Ацырухс — жена Сослана,
дочь Солнца Ададза – жена Сыбалца,
дочь Солнца Хорческа — жена Хамыца,
дочь Луны Мысырхан — жена Уона,
дочь Сайнаг-алдара Агунда — жена Ацамаза,
жена Насран-алдара
Кармагон – ведунья (См: «Урызмаг и кривой Уаиг»)
Кулбадаг ус (ведунья) и ее дочь (См: «Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага»).
Обозначение женщин как дочерей Солнца или Луны – это, естественно, всего лишь эпитет, обозначающий красоту женщин, а не их божественное происхождение.
Не всегда бывает понятно, является ли тот или иной персонаж Нартом, или нет. Часто встречаются:
Бедзенаг-алдар, приемный отец Арахдзауа (упомянут выше),
Алдар Черноморский (См: «Последний поход Урызмага») и
алдар Мысыра (См: «Ацамаз и алдар Мысыра») – явные недруги Нартов, так же и
Сайнаг-алдар (См: «Смерть Хамыца»; «Как Батрадз отомстил за смерть отца»), но последний, к тому же, отец красавицы Агунды (См: «Ацамаз и красавица Агунда») и вполне мирно отдает дочь замуж за Ацамаза. А вот есть еще:
Кафтисар-Хуандон-алдар или в некоторых сказаниях Хиандон-алдар, – у него Ахсартагката взяли войско для победы над Бората (См: «Ахсартаггата и Бората – кровники»).
Еще есть друг Нартов Нашран-алдар (и его жена). На его стороне сражается Ацамаз против алдара Мысыра (См: «Ацамаз и алдар Мысыра»).
Челахсартаг сын Хиза, отец Бедухи (См: «Как Сослан женился на Ведухе»; «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау») вначале мирно сосуществует с остальными Нартами, а потом становится врагом Сослана.
Его отец — Хизы алдар – имеет крепость Хиз (в некоторых сказаниях – Гур или Гори).
Из иных (НЕ НАРТОВ) отметим:
маленького охотника Бценты (Быценты), на чьей сестре женился Хамыц (См: «Как Хамыц женился»), соответственно
его сестру и мать Батрадза Быценон, сюжет напоминает русскую сказку о лягушке-царевне (См: «Рождение Батрадза»);
Гумского человека (См: «Сослан и Гумский человек»); пунктирно упоминаемый персонаж
Дзех сын Уаза (См: «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау»), какие-то
3 сына Соппара (См: «Нарт Сыбалц, сын Уархтанага»).
Из Донбеттыров однажды упомянут маленький Чех.
НЕБОЖИТЕЛИ представлены следующим образом:
Бог
Ногбон,
Елиа,
Никкола,
Барастыр, Аминон,
Татартуп.
Есть также Балсаг, дочь Балсага провокатор смерти Сослана, колесо Балсага,
дзуар, избитый Батрадзом.
ЧУДИЩА:
Гумиры,
Казии,
сыновья Тара,
Пестробородый уаиг,
Тыхы фырт Бибыц, уаиг,
семиглавое чудище Кандзаргас,
Кадзиты Шатана,
Одноглазый уаиг из пещеры Урызмага,
4 уаига из «Сослан – тыхагур»,