Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан
    • Становление государственности у Алан
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

Условная генеалогия нартов

Опубликовано в 22.08.2023

на главную страницу

АНО «ХАМИЦ»

программа

НАРТÆ –НАРТЫ

О НЕКОТОРЫХ именах Нартов.

В русском варианте они искажены, поскольку иначе звучат неблагозвучно. Например, СатАна, даже с ударением на втором слоге, никак не могла быть оставлена в таком звучании из-за параллелей с ангелом Ада, и трансформировалась в Шатану, что вполне допустимо, учитывая особенности произношения звука «С» в современном иронском-осетинском. Та же картина с Насыран-алдаром, который в русской версии стал Нашран-алдар. Акула-красавица, чтобы не воспринимать ее как рыбу, стала Аколой, тем более что «У» и «О» часто произносятся почти одинаково.

Батрадз иногда пишется как «Батраз», т.к. в русском языке нет дифтонга «дз». В юго-осетинской версии эпоса Батрадз звучит как «Батырадз»; Урызмаг в  дигорской версии звучит как «Урузмаг» или «Оразмаг», но это несущественные различия.

Хотя везде указывается, что Нарты состоят из трех фамилий (родов), но подавляющее большинство сказаний и персонажей – это АХСАРТАГКАТА. Они представлены, прежде всего, основной шестеркой:

братья-близнецы Урызмаг и Хамыц;

жена Урызмага, дочь Дзерассы и Уастырджи – Шатана;

сын Дзерассы и Гатага – Сырдон;

рожденный из камня сын Шатаны – Сослан;

рожденный Хамыцем сын от Бценон – Батрадз.

Именно эта шестерка героев является персонажами большинства сказаний (а их в «канонической» версии 40-х годов около 70 и разбиты они на 8 циклов).

Пунктирно об образах героев:

Урызмаг и Хамыц –дети Ахсартага и красавицы Донбеттырты Дзерассы, хотя и близнецы, но персонажи разные. Урызмаг – вождь, старший Нартов, человек мудрый, стойкий, побывавший за свою долгую жизнь и в шкуре собаки, и лошади («Кому досталась черная лисица»), бывший в плену у врагов, был даже свергнут соплеменниками («Последний поход Урызмага»), но всякий раз возрождавшийся как птица Феникс. Именно он принимает последнее решение, что для Нартов погибель с оставлением о себе доброй памяти лучше, чем несчастная жизнь и ничтожное потомство.

Хамыц тоже, в целом, герой положительный. Правда, он чревоугодник, любит чрезмерно женщин, долго не женится. Из-за его легкомыслия Уастырджи удается на третью ночь проникнуть в склеп Дзерассы. В то же время он спасает Нартов от голода, охотясь на дичь, и именно он становится отцом блистательного, непобедимого Батрадза, чьими успехами гордится («Как Хамыц женился»). Погибает от руки Сайнаг-алдара.

Рождение Шатаны волшебно: Уастырджи добивается своего и проникает в склеп Дзерассы, оживляет ее – и вот рождается самая красивая, самая умная, непокорная, хлебосольная Шатана, которая, к тому же немного волшебница. Наперекор обычаям она становится женой Урызмага (т.к. и он – лучший из Нартовских мужчин, и она – лучшая из женщин). Шатана подарила Нартам секрет приготовления пива. У нее есть два безымянных сына: одного случайно убивает Урызмаг («Безымянный сын Урызмага»), другой воспитывается у алдара, потом побеждает многих Нартов и начинает жить в достатке и радости («Сын Шатаны»).

Сырдон – пожалуй, самая противоречивая личность. Он сын Дзерассы, но не ощущается, что Урызмаг и Хамыц считают его своим братом. Напротив, Сырдон – бедняк, не отличается силой, но превосходит остальных умом, хитростью. Он часто издевается над Нартами, где-то даже желает погибели Ахсартагката, но иногда выручает их из беды («Поход нартов»). Он становится непримиримым врагом Сослана и способствует его убийству («Смерть Сослана»). Хотя он и умирает, но затем воскресает и доживает до последнего эпизода о гибели Нартов вместе с Урызмагом и Шатаной. Жорж Эдмон Дюмезиль, автор книги «Осетинский эпос и мифология» М.: Наука. 1976., считал Сырдона таким же трикстером, как и Локи в скандинавском эпосе.

Сослан – представляет следующее поколение Нартов, хотя взаимодействует на равных с Хамыцом и Урызмагом. Он закален в горне небесным кузнецом Курдалагоном, но имеет свою «Ахиллесову пяту» — незакаленные колени, которые перерубило Балсагово колесо. Воспитывался Шатаной, считавшей его своим сыном, хотя родился он из камня, на который изверг семя некий пастух, пораженный красотой Шатаны («Рождение Сослана и его закалка»). Хотя Сослан и сильнее других Нартов (кроме Батрадза), но периодически он терпит поражения от великанов или других людей, а маленький Тотрадз едва не отправляет его на тот свет («Тотрадз и Сослан»). В то же время, он может побеждать более сильных противников умом и хитростью («Сослан и сыновья Тара»). Сослан – человек, способный испытывать сильнейшую любовь к женщине: вначале он испытывает нечеловеческие муки, добиваясь руки Ведухи («Как Сослан женился на Ведухе»), потом после ее смерти добивается руки Косер («Как Сослан женился на Косер»), наконец, проникает в Страну мертвых, чтобы жениться на дочери солнца Ацырухс («Сослан в Стране мёртвых»). В то же время, Сослан беспощаден к тем, кого считает врагами: он убивает детей Сырдона, убивает маленького Тотрадза и издевается над его матерью. В борьбе с Батрадзом уступает тому в силе, а в одном сказании даже оказывается пришпиленным к стене некоей Кадзиты Шатаной («Как Батрадз спас Сослана»). В целом он остается позитивным и почитаемым персонажем у осетин, символом силы и благородства.

Батрадз – последний из «старых» Нартов. Он, как и все они, рожден необычно: его мать, Бценон, поместила зародыш меж лопаток Хамыца, а когда настал срок, Шатана помогла мальчику появиться на свет. Вначале Батрадз живет в море у Донбеттыров, потом Шатане удается выманить его из воды, и он какое-то время, как и все малыши, возится в золе, ничем не выделяясь из остальных детей. Затем он закалился у Курдалагона, но как у Ахиллеса – пята, у Сослана – колени, так у Батрадза осталась незакаленной одна кишка. Он живет не с Нартами, а то ли на небесах, то ли на вершинах гор и ледников и слетает вниз, чтобы помочь им в борьбе с великанами и иными насильниками, либо спасти старших Ахсартагкаевых от Бораевых. Он не брезгует поработать на алдара, когда у Нартов был голод, но гордость не позволяет ему продолжать работать, когда алдар его обижает, назвав его своей покупкой («Батрадз и алдар»). Батрадз совершает множество подвигов, демонстрируя свою силу перед всеми, но становится образцом для подражания по трем свойствам: за силу и отвагу в бою, за воздержанность в еде и за благородство по отношению к женщине («Собрание нартов, или кто из нартов самый лучший»), — что по сей день превыше всего ценится среди осетин. В конце своего жизненного пути Батрадз (почему-то) становится врагом дзуаров и идаугов (небожителей) и начинает их истреблять («Как Батрадз избил дзуара нартов»), за что те, в свою очередь, мстят Нартам, уменьшая дары природы («Батрадз и чаша нартов Уацамонга»). Батрадз мстит за смерть своего отца убийце, но потом его гнев переходит на род Бората, и он убивает Борафарныга и его семерых сыновей, затем он начинает мстить всем Нартам и мучить их женщин. Желая погубить Батрадза, небожители обращаются к Богу, но даже он не в силах просто взять и убить Батрадза, поэтому предлагает им погубить его хитростью, заманив в жаркое безводное место, где сгорит его незакаленная кишка. Бог роняет три слезы по погибшему Батрадзу, превратившимся в три святилища Осетии – Реком, Таранджелос и Мыкалгабырта – и только тогда тот упокоевается в склепе Софии.

ВТОРАЯ ГРУППА Ахсартагката – это персонажи лишь нескольких сказаний:

Уархаг, родоначальник фамилии,

его два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг,

а также Ацамаз, сын Аца, участвующий в паре сюжетов (См. сказания: «Ацамаз и Алдар Мысыра» и «Ацамаз и красавица Агунда»). Ацамаз – носитель «функции культуры».

Дочь Донбеттыра – жена Ахсартага и мать Урызмага, Хамыца, Шатаны и Гатага – Дзерасса не из Ахсартагката по рождению, но «тяготеет» к ним по судьбе.

Есть еще буквально «пунктирно» обозначенные персонажи –

Уон – томящийся в плену и освобожденный Батрадзом предок (?) фамилии (См. сказание «Женитьба Батрадза или Симд Нартов»);

безымянный сын Шатаны и Урызмага, убитый последним по неосторожности (См: «Безымянный сын Урызмага»),

еще один сын Шатаны, являющийся мужем дочери Адыла (См: «Сын Шатаны»),

Айсана – сын Урызмага и воспитанник небесного Сафа (См: «Айсана»).

В сказании «Саууай» упоминается дочь Урызмага, ставшая женой

Саууайа, сына Кандза,

а в сказании «Нарт Сыбалц, сын Уархтанага» –

дочь Хамыца (жена Уархтанага),

некий Уархтанаг – ее муж, и их

сын Сыбалц (внук Хамыца).

Упоминаются еще 7 сыновей Сырдона, в т.ч.

Конага, Уарага, Фуага, убитые Сосланом, а также некий

племянник Сослана, отомстивший Балсагову колесу за дядю. Кроме того, есть

сын Шатаны (тоже безымянный, как и первый, погибший от руки Урызмага), являющийся мужем дочери богача Адыла (См: «Сын Шатаны»)

ДРУГИЕ НАРТЫ – Бората и Алагата – не структурированы столь четко. Наиболее мощная фигура среди них – Бораты Бурафарныг: его не названные поименно 7 сыновей, и он сам убиты Батрадзом (См: «Игры маленького Батрадза»; «Как Батрадз спас Урызмага»; «Смерть Хамыца»; «Как Батрадз отомстил за смерть отца»; «Саууай») А также:

Тотрадз — сын Алымбега Алагаты, вначале победивший в бою Сослана, но павший потом от его руки;

Бедзенаг-алдар и его приемный сын

Арахдзау (См: «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау» и «Батрадз, сын Хамыца, и Арахдзау, сын Бедзенага»)

Саумарати Кандз – кровник Урызмага и

его сын Саууай – муж дочери Урызмага (См: «Женитьба Батрадза или Симд Нартов»; «Саууай»);

Маргудз безносый – свояк Уастырджи и Елиа, неизвестный небожителям, но превосходящий многих богатством, умом и другими достоинствами;

пастух – отец (?) Сослана (похоже на библейский сюжет о рождении Христа от Святого духа, а не от Иосифа, мужа Марии, но наоборот. «Биологическим» отцом Сослана оказывается не герой-муж матери Шатаны, а безымянный пастух).

Примечание: в некоторых изданиях, обычно юго-осетинских, генеалогия иная. Родоначальником Нартов указан Сауасса. Его сыновья: Бора, Болатбæрзай и Дзылау. От небесной красавицы Арвырасугъд у Бора родились близнецы Уархаг и Уархтанаг. Далее – как в остальных изданиях: у Уархага родились близнецы Ахсар и Ахсартаг, а у Ахсартага – близнецы Урызмаг и Хамыц. В этом варианте сказаний нет фамилии Ахсартагката, все Нарты считаются Бораевыми, как потомки Бора. Это примечание иллюстрирует условный характер любой генеалогии Нартов, как, впрочем, и скифов, у которых Таргитай имел трех сыновей: Липоксая, Арпоксая и Колаксая, но, углубляясь в параллели со скифами, мы рискуем изменить жанр и превратить обучающую программу в научную, что категорически нежелательно.

ИЗ ЖЕНЩИН – Донбеттырты Дзерасса – мать Урызмага, Хамыца, Шатаны и Сырдона;

Алагаты Эльда, первая жена Урузмага (См: «Как Шатана стала женой Урызмага»);

Акола-красавица жена Батрадза (См: «Женитьба Батрадза или Симд Нартов»);

дочь богача Адыла — жена не названного по имени сына Шатаны (См: «Сын Шатаны»);

Саумарон-Бурдзабах – жена Айсана (См: «Айсана»);

Бедуха (Ведуха) — жена Сослана (См: «Как Сослан женился на Ведухе»; «Сослан в Стране мёртвых»; «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау»)

Бценон мать Батрадза,

дочь Солнца Ацырухс — жена Сослана,

дочь Солнца Ададза – жена Сыбалца,

дочь Солнца Хорческа — жена Хамыца,

дочь Луны Мысырхан — жена Уона,

дочь Сайнаг-алдара Агунда — жена Ацамаза,

жена Насран-алдара

Кармагон – ведунья (См: «Урызмаг и кривой Уаиг»)

Кулбадаг ус (ведунья) и ее дочь (См: «Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага»).

Обозначение женщин как дочерей Солнца или Луны – это, естественно, всего лишь эпитет, обозначающий красоту женщин, а не их божественное происхождение.

Не всегда бывает понятно, является ли тот или иной персонаж Нартом, или нет. Часто встречаются:

Бедзенаг-алдар, приемный отец Арахдзауа (упомянут выше),

Алдар Черноморский (См: «Последний поход Урызмага») и

алдар Мысыра (См: «Ацамаз и алдар Мысыра») – явные недруги Нартов, так же и

Сайнаг-алдар (См: «Смерть Хамыца»; «Как Батрадз отомстил за смерть отца»), но последний, к тому же, отец красавицы Агунды (См: «Ацамаз и красавица Агунда») и вполне мирно отдает дочь замуж за Ацамаза. А вот есть еще:

Кафтисар-Хуандон-алдар или в некоторых сказаниях Хиандон-алдар, – у него Ахсартагката взяли войско для победы над Бората (См: «Ахсартаггата и Бората – кровники»).

Еще есть друг Нартов Нашран-алдар (и его жена). На его стороне сражается Ацамаз против алдара Мысыра (См: «Ацамаз и алдар Мысыра»).

Челахсартаг сын Хиза, отец Бедухи (См: «Как Сослан женился на Ведухе»; «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау») вначале мирно сосуществует с остальными Нартами, а потом становится врагом Сослана.

Его отец — Хизы алдар – имеет крепость Хиз (в некоторых сказаниях – Гур или Гори).

Из иных (НЕ НАРТОВ) отметим:

маленького охотника Бценты (Быценты), на чьей сестре женился Хамыц (См: «Как Хамыц женился»), соответственно

его сестру и мать Батрадза Быценон, сюжет напоминает русскую сказку о лягушке-царевне (См: «Рождение Батрадза»);

Гумского человека (См: «Сослан и Гумский человек»); пунктирно упоминаемый персонаж

Дзех сын Уаза (См: «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау»), какие-то

3 сына Соппара (См: «Нарт Сыбалц, сын Уархтанага»).

Из Донбеттыров однажды упомянут маленький Чех.

НЕБОЖИТЕЛИ представлены следующим образом:

Бог

Уастырджи,

Курдалагон,

Уацилла,

Афсати,

Донбеттыр,

Гатаг,

Тутыр,

Ногбон,

Елиа,

Никкола,

Сафа,

Фалвара,

Барастыр, Аминон,

Галагон,

Татартуп.

Есть также Балсаг, дочь Балсага провокатор смерти Сослана, колесо Балсага,

дзуар, избитый Батрадзом.

 ЧУДИЩА:

Гумиры,

Казии,

сыновья Тара,

Пестробородый уаиг,

Тыхы фырт Мукара, уаиг,

Тыхы фырт Бибыц, уаиг,

сын уаига Афсарона,

семиглавое чудище Кандзаргас,

Кадзиты Шатана,

Одноглазый уаиг из пещеры Урызмага,

4 уаига из «Сослан – тыхагур»,

7 уаигов из «Нарты балц»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× eight = 8

Свежие записи

  • Záhuba Nartov
  •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
  • 05 Совет цард аразæг
  • 04 Ленин

Свежие комментарии

  1. ArthurJearf к Словарик иронско-русский
  2. Din к ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  3. Георгий к О ПРОГРАММЕ

Архивы

  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress