2.1. САТАНА УЫРЫЗМÆДЖЫ УС КУЫД ССИ \\ КАК ШАТАНА СТАЛА ЖЕНОЙ УРЫЗМАГА
Сюжет: Урызмаг женился на Эльде Алагаты. Шатана выросла и стала самой красивой девушкой. Считая Урызмага лучшим из мужчин возжелала выйти за него замуж несмотря ни на что. Хитростью обменявшись одеждами с Эльдой она проникла ночью в спальню Урызмага. Эльда умерла от горя. Урызмаг был вынужден жениться на Шатане.
Герои: Урызмаг, Эльда Алагаты.
Волшебство: Шатана день превратила в ночь. Сравни: превращение ночи в день в 1.7. «Сатанайы райгуырд (Рождение Шатаны)»
Примечания:
Если трижды совершить смешное или постыдное, люди привыкнут и не будут больше обращать внимания (люди привыкают ко всему; любая идея становится приемлемой, если ее неоднократно повторять). Коварство Шатаны.
Действия Шатаны современным читателем воспринимаются однозначно негативно. Но нужно иметь в виду, что это очень древнее предание, имеющее параллели во многих восточных эпосах.
«Рассмотрим некоторые другие мотивы данного цикла.
Женитьба брата на сестре. Может быть чисто бытовой мотив? Ведь известно, что подобные кровосмесительные браки считались законными и даже похвальными у древних иранцев. Вс. Миллер, а за ним М. В. Рклицкий и другие хотят видеть здесь одно из доказательств иранских влияний в нартовском эпосе. Вряд ли, однако, это правильно. Инцест как бытовой институт никогда не был общеиранским явлением. Он связан исключительно с маздеизмом, о влиянии которого на предков осетин ничего не известно. Зато в плане мифологическом супружество брата и сестры является распространённейшим мотивом. Разве в древнеиндийской мифологии первая человеческая пара, Яма и Ями, не являются братом и сестрой? Не то же ли — иранская пара Иим и Йимак? Разве Кронос не был супругом своей сестры Реи, а Зевс — супругом своей сестры Геры? В мифах, где речь идёт о первых божествах и человеческих парах, другого выхода и нет, как женить братьев на сёстрах. И брак Урузмага и Сатаны надо, нам кажется, рассматривать в этом мифологическом, а не бытовом аспекте….
Мы думаем, что сказание об Урузмаге и Сатане — это сильно затемнённый, обросший позднейшими наслоениями миф о первой человеческой или божественной паре. Их брак — древний мифологический образ, значение которого мы уже не можем полностью уяснить. И именно потому, что подобный кровосмесительный брак принадлежал целиком мифу и не имел никакой опоры в живом быту, понадобилась поездка Урузмага на осле задом наперёд как наивная попытка оправдать то, что, казалось бы, не допускает никакого оправдания». (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.139)
«Хороший пример — кровосмесительный брак Урузмага и Сатаны. Можно было бы усмотреть здесь отголосок эндогамных обычаев, существовавших в прошлом у некоторых народов, в том числе иранских. Однако привлечение сравнительного мифологического материала убеждает, что такое решение было бы слишком поспешным. В древнейшем религиозном и мифологическом памятнике индоиранских народов, Ригведе, брат и сестра, Йама и Йами, становятся родоначальниками людей. Сами они родились от божества Гандарвы и «водной женщины» (apya yosa). Вспомним, что Урузмаг и Сатана также родились от «водной женщины», дочери владыки вод, Донбетра. Во всех вариантах сказания об Урузмаге и Сатане повторяется один мотив: Сатана активно добивается брака, Урузмаг сопротивляется. И то же самое в эпизоде с Йамой и Йами: сестра добивается брака, брат сопротивляется. Так в сказании об Урузмаге и Сатане мы распознаем черты древнего индоиранского мифа о первой человеческой паре.» (Там же. С.182.)

