2.3. УЫРЫЗМӔДЖЫ ӔНӔНОМ ЛӔППУ \\ БЕЗЫМЯННЫЙ СЫН УРЫЗМАГА
Сюжет: Объемное и многоэпизодное сказание. Наступил голодный год. Видя, как Нарты теряют мужество и силу, Урызмаг переживает, а Сатана, напротив, предлагает собрать всех на пир, к которому она припрятала множество припасов. Во время пира Урызмаг вышел нарубить дров и в это время его схватил орел и перенес на остров, откуда он попал к Донбеттырам. Там он ненамеренно убил мальчика. Опечаленный Урызмаг вернулся и рассказал дома об этом происшествии. Шатана, плача поведала, что это был ее спрятанный у родичей сын. Находясь в Стране мертвых, мальчик горевал, что его никто не поминает и решил сам добыть себе скот для поминок. Он отпросился у Барастыра на короткое время и отправился к Нартам. Пригласил Урызмага в набег. Тот, не узнав мальчика, согласился. Из набега пригнали множество скота. Мальчик назвал себя, попросил сделать поминки и вернулся в Страну мертвых.
Герои Урызмаг, безымянный сын Шатаны, Шатана, Барастыр, Аминон, а также конь Аласа, конь Арфан.
Волшебство: уход и возвращение в Страну мертвых (описывается в нескольких сказаниях), раньше голову можно было снимать, брить и ставить на место.
Топонимы: Площадь дележа, Памятный курган (Ӕмхицхӕрӕн Бӕрӕг обау), страна Терк-Турк, Страна мертвых.
Примечания:
Призвание невероятных снегов (частый элемент множества сказаний). Попытка объяснить современные сказителю обычаи посредством закрепления в практике действий (явлений), впервые совершенных Нартами: младший может ехать впереди старшего, борода мужчины должна быть короткой, голова раньше могла сниматься с плеч, а теперь уже нет. Стандартные сюжеты: дележ добычи на 3 части, из которых большую часть неожиданно дают тому, кто меньше ее заслуживает. Повторяется в: 7.8. «Бедзенæджы фырт чысыл Арæхдзау \\ Сын Бедзенага, маленький Арахдзау». Еще об одном сыне Шатаны см.: 7.5. «Сатанайы лæппу \\ Сын Шатаны».
Откуда у Шатаны взялся сын, которого не знал ее муж Урызмаг? Вопрос, волнующий ревнителей нравственности и критиков Нартиады. По одной из версий, изложенной в аутентичных дигорских текстах, опубликованных в семитомнике (Нарты кадджытæ: Ирон адамы эпос./ Хæмыцаты Т., Джыккайты Ш. 2003-2012. Нартовские сказания: Эпос осетинского народа. /Хамицаева Т., Джикаев Ш. СОИГСИ. 2003-2012.), Шатана потому спрятала сына, что дети в их семье не выживали, но это был вполне единокровный сын Урызмага. По другой версии, в те далекие времена, когда воины месяцами или даже годами бывали в походах, нередко случались незапланированные зачатия со всеми вытекающими последствиями. Поскольку подобное не было исключением нигде в мире, то это и было отражено в эпосе в такой форме. Впрочем, название произведения — не сын Шатаны, а сын Урызмага, больше подтверждает первую версию.
Профессор В.И.Абаев вот что пишет по этому поводу: «Параллель Урузмаг — Кронос получает в эпосе ещё одно любопытное подтверждение. Кронос, как известно, пожирал своих детей. Только Зевс был спасён матерью и избегнул участи своих братьев. То же самое приписывается Урузмагу: потомство его гибнет от его руки. По одному дигорскому варианту (СОППам. II, с. 12), 16 его сыновей пали от руки отца. Семнадцатого Сатана отдала на воспитание в подводное царство, даже не показав его отцу. Но волею судеб Урузмаг попадает к Донбетрам и нечаянно убивает и этого сына.
Мы думаем, что сказание об Урузмаге и Сатане — это сильно затемнённый, обросший позднейшими наслоениями миф о первой человеческой или божественной паре. Их брак — древний мифологический образ, значение которого мы уже не можем полностью уяснить. И именно потому, что подобный кровосмесительный брак принадлежал целиком мифу и не имел никакой опоры в живом быту, понадобилась поездка Урузмага на осле задом наперёд как наивная попытка оправдать то, что, казалось бы, не допускает никакого оправдания.» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.139)
И далее он пишет: «Сюжет о герое, погибающем в юности и возвращающемся из загробного мира к своему отцу, чтобы совершить с ним чудесные подвиги и затем вернуться в царство смерти, принадлежит к числу весьма популярных в нашем эпосе. Он встречается также в цикле Тотрадза.» (Там же, С.144)
«Сын Сатаны и Урузмага («Безымянный сын») чуть ли не с самого рождения живёт у родичей своей матери, Донбетров. Урузмаг даже не знает его и нечаянно убивает. Это убийство сравнивают с убийством сына Рустемом в Шахнаме, Ильёй Муромцем в русских былинах, Кухулином в ирландских сагах, Гильдебрандтом в саге о Гильдебрандте. Мотив, как видим, очень распространённый и, как правильно отмечали, мотив матриархальный. Почему? Потому, что в основе этого Мотива лежит такой порядок вещей, при котором сын не знает отца, а отец — сына, а это как раз и есть порядок вещей при матрилокальной семье.» (Там же, С.146)


