3.1. СОСЛАНЫ РАЙГУЫРД ӔМӔ ЙӔ БАЙСӔРЫН \\ РОЖДЕНИЕ СОСЛАНА И ЕГО ЗАКАЛКА
Сюжет: Плененный красотой Шатаны пастух изверг семя на камень, расколов который был извлечен мальчик, нареченный Сосланом. Он потребовал, чтобы его закалил в огне Курдалагон. Но колени остались не закаленными.
Герои: Шатана, Сослан, Урызмаг, Курдалагон, а также собака Силам.
Волшебство: рождение Сослана из камня, закаление в пламени, говорящая собака.
Примечания:
Сравни: закаливание Батрадза, попытка закаливания сыном уаига Афсарона 5.7. и 5.10.
Рождение Сослана из камня, на который было извергнуто семя безызвестного пастуха (в некоторых параллельных сказаниях – алдара), воспринимается современным читателем обычно негативно. Но не нужно забывать, что фантазия древних была ограничена тогдашним уровнем знаний и зачатие в пробирке исключалось из-за отсутствия понятия «пробирка». Ее роль сыграл камень, плюс волшебство, плюс таинственность, плюс чудесная сила – и получился замечательный образ, наделенный, как будет дальше видно, самыми противоположными человеческими чертами.
Параллели с древнегреческим эпосом – «Ахиллесова пята». Подобное и в сказании о гибели Батрадза, где у него остался незакаленной кусочек кишки «Смерть Батрадза \\ Батрадзы мӕлӕт»
Профессор В.И.Абаев пишет: «О популярности и глубоко национальном характере этого героя свидетельствуют, помимо самих сказаний, множество местных преданий, связанных с его именем, особенно в Дигории. Многие древние могильники в Дигории слывут за могилы Сослана. Показывают также камни, на которых он сидел. Один из летних праздников звался праздником Сослана (см. ниже). Радуга зовётся по-дигорски Сосланы ӕндурӕ «лук Сослана», как в персидском «лук Рустема» (kaman—i Rustam). В одном сказании рекомендуется каждому позаботиться о том, чтобы его покойник получил на том свете более удобное место, чтобы наблюдать за последней схваткой Сослана с Тотрадзом, которая произойдёт в загробном мире.
Образ Сослана послужил предметом специального мифологического этюда Ж. Дюмезиля, озаглавленного «Солнечные мифы».
«Разумеется, — говорит Ж. Дюмезиль, — не каждая черта, не каждый подвиг Сослана носят солнечный характер. Как всякий бог, ставший со временем героем рассказа, он объединил вокруг своей личности много легенд различного происхождения. Но его цикл, единственный в кругу нартовских сказаний, даёт целый ряд сюжетов — и при том сюжетов основных,— в которых солнечный характер героя выступает ещё вполне прозрачно».
Во-первых — рождение. Рождение из камня есть черта, охотно приписываемая солнечным богам. Из скалы родился прославленный малоазийский солнечный бог Митра. Его так и зовут —petrogenes «рождённый из камня».
На солнечную природу Сослана указывает также его женитьба на дочери Солнца.
В ряде сюжетов, повествующих о борьбе Сослана с врагами, говорится, что он одержал победу к полудню: опять черта солнечного божества, ибо полдень и есть апогей солнечной силы.» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.147-148)

