Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан, часть 1
    • Становление государственности у Алан, часть 1
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

0 3.11. СМЕРТЬ СОСЛАНА

Опубликовано в 13.08.2023

3.11. СОСЛАНЫ МӔЛӔТ   \\ СМЕРТЬ СОСЛАНА

Сюжет: Сослан мирно жил с Дочерью Солнца Ацырухс, ходил на охоту. Там встретил олениху, превратившуюся в девушку, дочь Балсага, которая призналась ему в любви. Сослан не принял ее предложения взять в жены и обидел девушку. Та пригрозила и, обернувшись птицей, улетела. Рассерженный Балсаг отправил Колесо убить Сослана. Просьбы Сослана к животным и растениям, их ответы, его проклятия и благодарности им превращаются в свойства этих животных и растений. Сослан погибает. Его с почестями хоронят. Сырдон, помогавший Колесу убить Сослана, после гибели последнего издевается над покойником, но Сослан из своего склепа поражает насмерть Сырдона, а племянник героя поражает Колесо, разрубает и кладет на могилу Сослана, тем самым заставляет его на том свете служить Нарту.

Герои: Сослан, Ацырухс, дочь Балсага, сам Балсаг, его Колесо, повелитель рыб Хиандон-алдар, племянник Сослана-мститель, Сырдон.

Волшебство: дочь Балсага превращается в олениху, затем в птицу; волшебное колесо Балсага; Сослан разговаривает с животными и деревьями; Сырдон перевоплощается старуху; превращения в животных племянника Сослана и Колеса.

Топонимы: Зилахары быдыр.

Примечания:

Выпустить кровь из мизинца – и можно освободиться от клятвы; подстричь ногти – и можно освободиться от обязанности убить. Причина гибели героя – его пренебрежение девушкой и ненависть к нему Сырдона. Просьбы Сослана о помощи, обращенные к зверям и растениям объективируются в их свойства; они, таким образом, делятся на «хороших» и «плохих». Тема отмщения племянником за погибшего Сослана. Тема мщения Сослана после своей смерти – Сырдону. Обсуждение героями темы, за что можно попасть в рай. Параллели с Ахиллесовой пятой, а также с копытами его же коня в предыдущем сказании 3.10.

Параллели с: «Как Сослан спас Шатану из Озера ада \\ Сослан Сатанайы Зындоны цадӕй куыд фервӕзын кодта» – здесь герой обращается к животным, растениям с просьбой помочь, а там – к птицам. Все отказывают, кроме одной.

Читаем у В.И.Абаева: «Ещё нагляднее и непосредственнее вводит нас в круг солнечных мифов «Колесо Балсага». В галло-романской мифологии известно божество, представляемое неизменно с колесом в руке или на плече. Впоследствии это представление было перенесено на христианского святого Иоанна. Г е д о з (Gaidos), Маннгардт, Фрезер показали, что мы имеем здесь дело с солнечным божеством и что самое колесо есть символ солнца. Подтверждается это и тем, что в практикуемых у многих народов обрядах в праздник равноденствия или солнцеворота колесо фигурирует как несомненный символ солнца….

Ж. Дюмезиль обращает внимание на черты сходства между этим обрядом летнего солнцеворота и нартовскими сказаниями о Балсаговом Колесе. Последнее также в некоторых вариантах рисуется как объятое пламенем и сжигающее всё на своём пути. Оно также находит свой конец в воде, в некоторых вариантах — в Чёрном море, т. е. на западе. Есть варианты, где Балсагово Колесо действует по наущению дочери Солнца, оскорблённой Сосланом. В кабардинском варианте колесо, убившее Созруко, рисуется как большое колесо со стальными зубьями, которым Нарты пользуются для игр: одна группа скатывает его с вершины Бештау, а другая ловит внизу. Эта «игра» живо напоминает вышеописанный лотарингский обряд, связанный с культом солнца.

В дигорских вариантах колесо, убившее Сослана, зовётся «Колесом Ойнона». Имя Ойнон — искажённое Иоанн, а мы видели, что святой Иоанн связан преемственно с солнечным культом и праздник его совпадает с летним солнцеворотом» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.149)

И далее: «Сослан, старый языческий солнечный бог, борется с «Колесом Ойнона», т. е. Иоанна, нового, христианизованного солнечного «бога», и погибает в этой борьбе.» (Там же, С.150)

Сослан и колесо Балсага 1976
А.Джанаев Сослан и колесо Балсага 1976
Сослан и колесо Балсага 1948
А.Джанаев Сослан и колесо Балсага 1948
М.Туганов Сослан и Балсагово колесо
М.Туганов Сослан и Балсагово колесо
Смерть Сослана
М.Туганов Смерть Сослана

 

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

70 − sixty =

Свежие записи

  • Программа курса Административное право
  • Программа курса Теория государства и права
  • Тематика лекций по теории государства и права
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Планы семинарских занятий
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО планы семинаров

Свежие комментарии

  1. RobertFup к Фамильная справка Хамицаевых
  2. Jasonutirl к Фамильная справка Хамицаевых
  3. Thomaspaw к Фамильная справка Хамицаевых
  4. JamesCeash к Фамильная справка Хамицаевых
  5. JamesCeash к Фамильная справка Хамицаевых

Архивы

  • Октябрь 2025
  • Сентябрь 2025
  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress