3.5. СОСЛАН ӔМӔ ТАРЫ ФЫРТТӔ \\ СОСЛАН И СЫНОВЬЯ ТАРА
Сюжет: В голодный год именно Сослан отгоняет Нартский скот на пастбища великанов сыновей Тара –Мукары и Бибыца, поскольку Сырдон обманно неправильно метал жребий. Умом и хитростью Сослан одолевает Мукару, а потом и Бибыца и возвращается с триумфом к Нартам.
Коварная Шатана узнает у уаига, кок добраться до его души.
Герои: Сослан, Сырдон, Шатана, Мукара, Бибыц.
Волшебство: сила, надежда и душа уаига спрятаны в трех голубях и их можно отыскать и уничтожить. Великан, умирая, предлагает герою забрать себе его силу, опоясав себя великановым спинным мозгом (до этого – воспользоваться своей бритвой), но Сослан благоразумно избегает опасности – параллель с 2.4. «Урызмаг и Кривой Уаиг \\ Уырызмæг æмæ Сохъхъыр уæйыг»
Примечания:
Сила, надежда и душа уаига бывают спрятаны в укромном месте, как в сказках многих народов, но обнаруживаются героем.
«В архаичных эпосах, таких как Калевала, эпический герой — это прежде всего маг, чародей, волшебник, заклинатель, колдун, шаман. Вера в могущество заклинаний — это оборотная сторона слабости человека перед силами природы на ранних ступенях истории. Но эта слабость постепенно преодолевается.
Расцвет железной металлургии вкладывает в руки человека новые орудия труда и новое оружие для борьбы. Он проникается верой в свои силы, в мощь оружия, в неотразимый ореол воинской доблести. И тогда на смену герою-колдуну и чародею приходит герой-воин, герой-богатырь.
Но древняя идеология колдовства и магии не умирает сразу. Она пытается и в новых условиях удержать свои позиции. В результате появляется тип героя, в котором богатырские качества сочетаются с «хитростью». «Хитрость» же в понимании древних — то же колдовство. …
Сослан олицетворяет именно эту переходную стадию. Он уже наделён качествами героя-воина, но, наряду с ними, в его образе явственно выступают черты героя-колдуна. Эти черты проходят через всю его жизнь. Сослан и Батраз оба проходят через процедуру закалки. Но, Батраз закаливается в горниле кузнеца — нормальная «технология» железного века. Сослан же закаливается в волчьем молоке — явная тотемическая магия. Важнейшие подвиги Сослана совершаются по одной схеме: он начинает как герой-воин, но кончает как герой-колдун.
В схватке с великаном Мукарой Сослан сперва действует силовыми, богатырскими приёмами: скатывает на него каменные глыбы, бьёт мечом, поражает стрелами. Но всё оказывается тщетно. Тогда он прибегает к хитрости: молитвой (заклинаниями) заставляет великана вмёрзнуть в море, и тот погибает.» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.153-154)

