4.3. ФӔНДЫР КУЫД ФӔЗЫНДИ \\ КАК ПОЯВИЛСЯ ФАНДЫР
Сюжет: 2 плохо связанных сюжета: 1. Нарты строят дом и спрашивают Сырдона о недостатках. Тот в три приема их называет. 2.Сырдон похищает жирную корову Хамыца, чтобы прокормить своих детей. Хамыц находит потайное жилище Сырдона, убивает всех детей и бросает их в котел, вынув из него говядину. Сырдон извлекает кости, делает из руки арфу, плачет. Нарты принимают арфу (фандыр) как великое сокровище.
Герои: Сырдон, его умерщвленные сыновья Конага, Уарага, Фуага, Хамыц, Къулбадаг-ус
Примечания:
Одно из самых трагичных произведений. Параллели с: 7.2. «Ӕхсӕртӕггатӕ ӕмӕ Борӕты хӕст (Ахсартаггата и Бората – кровники)»
«По уходе Хамица вернулся домой Сирдон. Вынимая из котла мясо, он с ужасом узнавал члены тел своих сыновей. Горе его было беспредельно.
Скорбь возвышает и облагораживает даже злодеев, и мы видим, что в эту ужасную минуту Сирдон вырастает перед нами в яркую и трагическую фигуру, внушающую невольное уважение. Он делает арфу, натягивает на неё двенадцать струн и начинает в звуках изливать своё горе. Так впервые появляется у Нартов двенадцатиструнная арфа.
Музыка рождается из трагедии — такова, по-видимому, мысль, вложенная в этот замечательный эпизод. Плач Сирдона и его игра на арфе потрясли суровых Нартов. Они простили ему все его прошлые деяния и приняли в свою среду как равноправного.» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.167)
В широко известной и чтимой в Осетии книге Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Менеджер. 2003. 608 с. на стр.53-54 читаем интересный пассаж: «Одна из трагедий философа-стоика и поэта из Кордубы (совр. Кордова), Луция Аннея Сенеки (ок. 4 г. до н. э.— 65 г. н. э.), «Фиест» (Thyestes) воспроизводит миф об ужасном преступлении Атрея, который, чтобы отомстить своему брату Фиесту, угостил того на пиру мясом его собственных детей. В начале четвертого акта прибывает посланец (nuntius) и собираясь сообщить о злодеянии, которое Атрей только что совершил, восклицает: «Что это за страна? Аргос? Или Спарта, выпавшая на жребий благочестивых братьев? Коринф, стесненный на перешейке меж двумя морями, или же Истр, представляющий пути к бегству свирепым аланам, или покрытая вечными снегами Гирканская земля, или [страна] всюду блуждающих скифов? Что это за место, сообщник столь чудовищного злодеянья?»
Это первое известное упоминание об аланах в западном источнике. Драма, по-видимому, была написана (наряду с «Медеей», «Неистовым Гераклом» и «Федрой») во время ссылки Сенеки на Корсику (41—48 гг.)».
Аугусти Алемань обращает внимание на то, что первое упоминание об аланах в драматическом произведении западного автора имело место в 40-х годах нашей эры; мы же видим здесь еще и параллель со сказанием о гибели детей Сырдона – сводного брата нарта Сослана. Вряд ли это случайная схожесть. Возможно, наши предки в те годы уже заложили основы нартского эпоса и, познакомившись с сюжетом Сенеки (интересно, как это могло произойти?), инкорпорировали его. Такую же схожесть или нечто большее мы видим в греческом мифе об Одиссее и одноглазом Полифеме, с одной стороны, и осетинском (аланском) сказании об Урызмаге и одноглазом уаиге. Хотя, не исключено, что это автономные сюжеты, никак не связанные между собой.

