Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан
    • Становление государственности у Алан
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

0 5.2. РОЖДЕНИЕ БАТРАДЗА

Опубликовано в 13.08.2023

5.2. БАТРАДЗЫ РАЙГУЫРД   \\   РОЖДЕНИЕ БАТРАДЗА

Сюжет: Очень привязался Хамыц к супруге и всюду брал с собой. Даже на нихас хотел, но Быценон его пыталась отговорить, но не послушал ее. Об этом прознал Сырдон и сделал так, что об этом узнали старейшины. Из-за этого потерял Хамыц свое лицо и пришлось Быценон вернуться в родительский дом. Но на прощанье дохнула она на подставленную Хамыцем спину и меж лопаток у него стала расти шишка. По уговору с Шатаной в нужный момент разрезали они его шишку и выпрыгнул оттуда раскаленный младенец прямо в самое море.

Герои: Хамыц, Сырдон, Жена Хамыца Быценон, Шатана

Волшебство: Чудесное рождение героя отцом от дуновения матери

Примечания:

Постоянное противостояние Сырдона Хамыцу (или Сослану). Бценон желает Сырдону воздаяния за его зло.  Сравни: 4.3. «Фӕндыр куыд фӕзынди (Как появился фандыр)». В сказании предвосхищается искусственное зачатие в пробирке. Шатана ведает, когда и как надо извлечь дитя.

«За вычетом черт, характеризующих Батраза как мифологический образ грозового бога, остаётся ещё в его цикле ряд мотивов, которые, в свою очередь, имеют широкие параллели в мировом фольклоре.

Женитьба Хамица с последующими событиями представляет вариацию распространённейшего фольклорного сюжета, известного под названием «мотива Мелюзины». Сущность этого мотива сводится к следующему. Герой берёт в жены девушку, часто имеющую вид какого-либо животного, обычно лягушки. Брак с самого начала обусловлен строгим выполнением определённых зароков (табу). При нарушении брачного табу молодая исчезает. Так, в ирландских сагах фея Маха остаётся женой Крунху до тех пор, пока он, в нарушение зарока, не принудил её показаться народу. После этого, родив близнецов — мальчика и девочку, — она покидает мужа. В случае с Хамицем и дочерью Быценов брачное табу заключается в том, чтобы не показывать молодую людям или чтобы она не подвергалась ни малейшей обиде. С нарушением этого зарока Быценон уходит от мужа и возвращается в водное царство.» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.159-160.)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

two × four =

Свежие записи

  • Pôvod Nartov
  • Narodenie Achsara a Achsartaga
  • Záhuba Nartov
  •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых

Свежие комментарии

  1. ArthurJearf к Словарик иронско-русский
  2. Din к ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  3. Георгий к О ПРОГРАММЕ

Архивы

  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress