Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан
    • Становление государственности у Алан
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

0 5.21. КАК БАТРАДЗ ОТОМСТИЛ ЗА СМЕРТЬ ОТЦА

Опубликовано в 13.08.2023

5.21. БАТРАДЗ ЙӔ ФЫДЫ ТУГ КУЫД РАЙСТА   \\   КАК БАТРАДЗ ОТОМСТИЛ ЗА СМЕРТЬ ОТЦА

Сюжет: Батрадз узнает, что его отца Хамыца убил Сайнаг-алдар и едет мстить. Шатана обучает, как это сделать. Батрадз убивает врага его собственным мечом, отрубает руку, чтобы удостоверить, что именно он отомстил за отца. Возвращает руку на похоронах, и никто не смеет его задержать. Затем поехал к Бурафарныгу и убил его вместе с 7 сыновьями, а жен их гонял до вечера босыми по колючкам. Нашел Сослана, которому достались от Хамыца три коня-афсурга и стал с ним биться, но не убил, т.к. по словам Шатаны Сослан – лучший из Нартов. Идет к Нартам и налагает на них тяжкие обязанности, разоряя их. Предлагает Нартам сжечь его, но не сгорает, а, напротив, лишает их воды. Изможденные Нарты обращаются к Сырдону с просьбой избавить их от Батрадза. Тот натравил героя на духов, засевших в Уарппской крепости. Нарты привязали его к стреле и забросили в крепость. Там он изрубил множество небожителей.

Герои: Батрадз, Шатана, Бурӕфӕрныг, Сослан, Сайнаг-алдар, его сыновья, жена и невестки, а также Хамыцев конь Дур-Дура.

Топонимы: Сухская степь, вершина Уаскуппа, Уарппская крепость.

Примечания:

Батрадз с помощью горячих зерен заставляет мать сказать правду. Сослан и Батрадз сражаются между собой. Батрадз противостоит всем Нартам. Взаимоотношения Батрадза и Сослана: «5.13. «Батрадз Сосланы куыд фервӕзын кодта (Как Батрадз спас Сослана)».

Батрадз соревнуется с 7 сынами Бурафарныга в стрельбе в 5.4. «Батрадзы хъӕзтытӕ сывӕллонӕй (Игры маленького Батрадза)», а здесь он их убивает.

В этом сказании Батрадз предстает не защитником Нартом, а их мучителем, узурпатором, жестоко мстящим за обиды.

«Ярость — характерная черта грозовых божеств, и Батразу она свойственна в высокой степени. Он обладает чертами не только молнии, но и бури. Вспомним, как он развеял пепел от сожжённых одежд нартовских женщин, или как от «дыхания» его уже мёртвого тела гибнут десятками небесные силы.» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.158)

Батрадз на стреле
М.Туганов Батрадз на стреле

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

96 − ninety four =

Свежие записи

  • Pôvod Nartov
  • Narodenie Achsara a Achsartaga
  • Záhuba Nartov
  •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых

Свежие комментарии

  1. ArthurJearf к Словарик иронско-русский
  2. Din к ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  3. Георгий к О ПРОГРАММЕ

Архивы

  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress