7.10. УАСТЫРДЖИ ӔМӔ НӔРТОН ӔНӔФЫНДЗ МӔРГЪУЫДЗ \\ УАСТЫРДЖИ И НАРТ МАРГУДЗ БЕЗНОСЫЙ
Сюжет: Уастырджи узнает от младшей жены о существовании Маргудза и решает увидеть его. По дороге видит неисчислимые стада, потом въезжает в замечательную усадьбу под видом простого путника. Затем они путешествуют с Маргудзом и тот демонстрирует свое превосходство даже над небожителем. Превращаются в зверя и птицу и похищают волшебный котел у Донбеттыров. Потом Маргудз дарит котел Уастырджи. Затем он рассказывает о своем горе. Уастырджи называет себя и оживляет его сына и жену.
Герои: Уастырджи, его жены, Маргудз.
Волшебство: волшебный котел, перевоплощение в животных и птиц, оживление жены и сына Маргудза.
Примечания: конд хъаруйӕн ӕххуыс нӕу (внешний вид может быть обманчив).
Есть люди (Нарты), превосходящие богатством и мощью небожителей.
Торопливое решение приводит к трагедии.
В этом сказании прослеживается четкая тенденция: Уастырджи как обычный человек общается с людьми и один из них – Маргудз – превосходит его по некоторым показателям. Подобное есть в древнегреческих мифах: эпитет Гомеровских героев – «богоравный» (хуыцауæмсæр – на осетинском). Возможно, Маргудз – представитель новой формации Нартов, поскольку не известен небожителям. В других сказаниях Маргудз не упоминается.
Хронологически можно выделить «старых» Нартов, упоминаемых во многих сказаниях: Урызмаг и Хамыц, Сослан и Сырдон, Батрадз, Шатана, их предки – Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, и «новых» Нартов, упоминаемых в 1-2 сказаниях каждый. Это: Маргудз безносый, Ацамаз, олицетворяющих музыку, Тотрадз, враг Сослана, безымянный сын Урызмага, вышедший из Страны мертвых, чтобы добыть быков себе на поминки и возвратившийся обратно, другой сын Шатаны, тоже без имени, который как библейский Иосиф, был отправлен по воле волн в ящике, найден и воспитан алдаром, сын Урызмага Айсана, внук Хамыца Сыбалц, сын старого Кандза Саууай, женившийся на дочери Урызмага и сын Бедзенага маленький Арахдзау. «Новые» Нарты превосходят «старых» в силе и благородстве, побеждают их в состязаниях.

