Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан
    • Становление государственности у Алан
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

0 7.10. УАСТЫРДЖИ И НАРТ МАРГУДЗ БЕЗНОСЫЙ

Опубликовано в 13.08.2023

7.10. УАСТЫРДЖИ ӔМӔ НӔРТОН ӔНӔФЫНДЗ МӔРГЪУЫДЗ   \\   УАСТЫРДЖИ И НАРТ МАРГУДЗ БЕЗНОСЫЙ

Сюжет: Уастырджи узнает от младшей жены о существовании Маргудза и решает увидеть его. По дороге видит неисчислимые стада, потом въезжает в замечательную усадьбу под видом простого путника. Затем они путешествуют с Маргудзом и тот демонстрирует свое превосходство даже над небожителем. Превращаются в зверя и птицу и похищают волшебный котел у Донбеттыров. Потом Маргудз дарит котел Уастырджи. Затем он рассказывает о своем горе. Уастырджи называет себя и оживляет его сына и жену.

Герои: Уастырджи, его жены, Маргудз.

Волшебство: волшебный котел, перевоплощение в животных и птиц, оживление жены и сына Маргудза.

Примечания: конд хъаруйӕн ӕххуыс нӕу (внешний вид может быть обманчив).

Есть люди (Нарты), превосходящие богатством и мощью небожителей.

Торопливое решение приводит к трагедии.

В этом сказании прослеживается четкая тенденция: Уастырджи как обычный человек общается с людьми и один из них – Маргудз – превосходит его по некоторым показателям. Подобное есть в древнегреческих мифах: эпитет Гомеровских героев – «богоравный» (хуыцауæмсæр – на осетинском). Возможно, Маргудз – представитель новой формации Нартов, поскольку не известен небожителям. В других сказаниях Маргудз не упоминается.

Хронологически можно выделить «старых» Нартов, упоминаемых во многих сказаниях: Урызмаг и Хамыц, Сослан и Сырдон, Батрадз, Шатана, их предки – Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, и «новых» Нартов, упоминаемых в 1-2 сказаниях каждый. Это: Маргудз безносый, Ацамаз, олицетворяющих музыку, Тотрадз, враг Сослана, безымянный сын Урызмага, вышедший из Страны мертвых, чтобы добыть быков себе на поминки и возвратившийся обратно, другой сын Шатаны, тоже без имени, который как библейский Иосиф, был отправлен по воле волн в ящике, найден и воспитан алдаром, сын Урызмага Айсана, внук Хамыца Сыбалц, сын старого Кандза Саууай, женившийся на дочери Урызмага и сын Бедзенага маленький Арахдзау. «Новые» Нарты превосходят «старых» в силе и благородстве, побеждают их в состязаниях.

Маргудз и Уастырджи
Хохов Маргудз и Уастырджи
Уастырджи
И.Лотие Уастырджи

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

÷ eight = one

Свежие записи

  • Pôvod Nartov
  • Narodenie Achsara a Achsartaga
  • Záhuba Nartov
  •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых

Свежие комментарии

  1. ArthurJearf к Словарик иронско-русский
  2. Din к ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  3. Георгий к О ПРОГРАММЕ

Архивы

  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress