7.4. АЙСАНА \\ АЙСАНА
Сюжет: Сын Урызмага Айсана стал воспитанником Сафа, Увидев, что агуры атакуют Нартов, оставшихся без старших, ушедших в поход, Айсана собирается к ним на помощь. Небожители дарят ему чудесные вещи (1). Истребляет агуров, но жена Сослана не приветствует его, пока тот не принесет волшебное дерево (2). Отправляется за ним. Конь проскакивает между сталкивающимися горами после соответствующего удара ладонью (3). Привозит дерево, но вновь жена Сослана не встает перед ним, предлагая ему добыть красавицу Саумарон-Бурдзабах в жены. Попытка допрыгнуть до башни красавицы неудачна и Айсана наполовину каменеет. Конь помогает и с невестой они возвращаются. Жена Сослана вновь недовольна и предлагает привезти ей шубу, которой владеет Бог. Айсана остроумно отвечает, мол, если бы эта шуба твоими руками была сшита, я достал бы ее, где бы она ни была. Но не в силах я достать то, над чем руки твои не потрудились.
Герои: Айсана, Сафа, Уастырджи, Афсати, Тутыр, Уацилла. Ногбон, Елиа, войска агуров, жена Сослана,
Волшебство: дары небожителей, волшебный конь, волшебное дерево, сталкивающиеся горы.
Примечания: непонятно, откуда у Урызмага и Сатаны дети, если в начальных циклах у них их нет до старости.
Повторяющиеся сюжеты: (1) Небожители дарят чудесные вещи – см.: 1.1. «Æхсар æмæ Æхсæртæджы райгуырд (Рождение Ахсара и Ахсартага)» и 3.2. «Дауджыты лӕвӕрттӕ Сосланӕн (Чем небожители одарили Сослана)»
(2) Волшебное дерево – см.: 3.10. «Сослан Мӕрдты бӕсты (Сослан в Стране мёртвых)»
(3). Этическая установка: не показывать врагу слабости: Агуыры ‘фсӕдтӕ фат йӕ уӕнтыл кӕмӕн ныццӕвынц, уый рогдӕр асимы, арц йӕ уӕрджытыл кӕмӕн ныццӕвынц, уый тынгдӕр скафы.





