8.1. НАРТЫ СÆФТ \\ ГИБЕЛЬ НАРТОВ
Сюжет: Заключительный эпический аккорд. Нарты задаются вопросом: зачем поклоняться тому, кого даже никогда не видели? Бог предлагает им одуматься, но Нарты склонны померяться силами с Богом. Тогда он спрашивает их: как ему поступить в случае победы, оставить негодное семя или полностью искоренить? По предложению Урызмага Нарты решают, что добрая слава лучше, чем дурное потомство. Бог насылает им множество трудностей, которые Нарты преодолевают умом и хитростью, но потом решают-таки уйти из жизни все, чтобы не выродиться в негодное потомство.
Герои: Сырдон, Урызмаг, Бог, ласточка.
Примечания: Этическая максима:
«Фыдвӕдӕй ӕвӕд хуыздӕр у. Цы дзы кӕнӕм ӕнусы цардӕй? Нӕ нӕ хъӕуы ӕнусы цард, фӕлӕ нын раттӕд ӕнусы кад (На что нам вечная жизнь? Не нужна нам вечная жизнь, пусть лучше даст нам славу в веках)».
Кончина Нартов наступила после того, когда их социум «взорвался изнутри»: был конфликт между «старыми» Нартами (Урызмаг, Шатана, Хамыц, Сослан, Сырдон, Батрадз и Ацамаз) и «новыми» (Тотрадз, Саууай, Арахдзау, Сыбалц, Айсана); между Ахсартагката и Бората, т.е. между сословием воинов и сословием производителей. Теперь возникло богоборчество: Батрадз убил множество утренних зэдов и вечерних дауагов, а в самом конце Нарты дошли до отрицания Бога, за что поплатились своей кончиной.
«Нарты ушли из жизни, чтобы вечно жить в песнях. Отказ от вечной жизни во имя вечной славы — основная этическая идея нартовского эпоса. Этот же самый выбор — между славой и долговечностью — стоял перед величайшим из гомеровских героев Ахиллом. И, подобно Нартам, Ахилл предпочёл короткий, но блистательный путь долгому, но бесславному прозябанию.
Такова извечная судьба эпических героев» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.173)



