Дуйне |
Мæнгæ дуйне
Мæнгæ дуйней кæрон
Устур дуйне
Дуйне | Вселенная
|
|
Устур Хуцау ӕгас дуйне ӕ нӕгӕй сфӕлдиста: ӕ зунд, ӕ фӕндӕ ӕма ӕ дзурдӕй. | Великий Бог с ужасным грохотом сотворил вселенную: своим умом, своей волей и своим словом. | |
Ӕцӕг дуйнейӕн хецауӕн ӕривардта Барастур, дӕлуймонтӕн — Фидбилиз, а мӕнгӕ дуйней — Адӕймаг, уонӕн се ‘нккӕтей сӕргъи ба лӕууй Ӕхуӕдӕг, сӕ миутӕмӕ син кӕсуй ӕма син тӕрхон кӕнуй. | Барастура он поставил руководить над Истинным (загробным) миром, Фидбилиза (несчастье) – над далимонами (чертями), Человека – над призрачным миром, а над всеми ними стоит Он сам; смотрит за их поступками и судит их. | |
Хуцау фиццагдӕр-фиццагдӕр исфӕлдиста арв ӕхецӕн цӕрӕндонӕн, изӕдтӕ ӕма идаугутӕ, ӕма син загъта: «Цӕретӕ уӕларв мӕ цӕрӕндони, мӕ аллифарс лӕууетӕ».
|
Прежде-напрежде (Перво-наперво) сотворил он небо как место пребывания свое и зэдов с идауагами (ангелами) и сказал им: «Живите на небесах в моем жилище и будьте со мною рядом». | |
Ӕма иссӕй уӕларвон сугъдӕг дуйне. Сӕ хецау ба — Хуцау ӕхуӕдӕг.
Уой фӕсте ба Хуцау исфӕлдиста зӕнхӕ ӕ алли гъӕздугдзийнӕдти хӕццӕ: донӕй, халсарӕй, фонсӕй; уонӕн се ‘нккӕтей хецау ба искодта адӕймаги. |
И так был создан мир небесный, чистый. И господин в нем – сам Бог.
Потом Бог сотворил землю со всеми ее богатствами: водой, урожаем, скотом, и над ними над всеми сделал он хозяином самого человека. |
|
Адӕймаги Хуцау искодта сикъитӕй, равардта ин зунд хуарз ӕма лӕгъуз ӕвзарунмӕ, бартӕ ӕма фӕндон ести минеугутӕ кӕнунмӕ ӕма ‘й ӕривардта зӕнхӕбӕл ӕлдарӕн, ӕма ин загъта: цӕрӕ аци мӕнгӕ дуйнебӕл, бон хӕссӕ дӕ фӕллойнӕй ӕма устур дуйнемӕ дӕхе исцӕттӕ кӕнӕ, Хуцауи ма феронх уо. | Человека Бог сотворил из глины, дал ему ум различать доброе и плохое; волю и возможности, чтобы творить дела, поставил его правителем земли, и сказал ему: живи в этом призрачном мире, проводи дни в трудах и готовься перейти в мир великий, не забывай Господа. | |
Адӕймаг ӕрцардӕй зӕнхӕбӕл, ӕ цардиуаг исаразта ӕма ӕхе устур дуйнемӕ, Хуцауи размӕ цӕттӕ кӕнун райдӕдта.
Адӕймаги бакъахунмӕ ӕма уомӕн ӕ хъаурӕ исбӕрӕг кӕнуни туххӕй Хуцау исфӕлдиста сайӕгой дӕлуймон. |
Стал человек жить на земле, наладил свой быт и стал готовиться к переходу в большой мир рядом с Господом.
Чтобы испытать человека и проверить его силу Бог создал лживого черта. |
|
Сайӕгойтӕ цӕрунцӕ дӕлзӕнхӕ ӕма алли бон дӕр алли гъуддагӕй дӕр къахунцӕ адӕймаги. Хуцауӕй ӕй идард кӕнунцӕ, ӕма ‘й сӕхе дуйнемӕ ласунцӕ.
Хуцау ӕ изӕдти арӕзтӕй адӕймаги рӕстмӕ аразуй, Фидбилиз ба ‘й фесинмӕ хӕссуй, гъема уой туххӕй кӕддӕриддӕр изӕдтӕ адӕймаги сӕрбӕл дзорунцӕ Хуцауи размӕ. Хуцау исмӕстгун ӕй Фидбилизмӕ ӕма ‘й дӕлзӕнхӕ бакодта. |
Черти живут под землей и ежедневно по любому поводу испытывают человека, стараются отдалить его от Бога, тянут его в свой мир.
Бог посредством зэдов (ангелов) наставляет человека на путь истинный, Фидбилиз же (несчастье) уводит его в сторону, вот почему зэды всегда защищают человека пред Богом. Рассердился Бог на Фидбилиза и поместил его под землю. |
|
Фидбилиз уоми дӕр ӕ кӕнон нӕ уадзуй ӕма адӕймаги исӕфтбӕл зелуй.
Гъема, уомӕ гӕсгӕ ба, Хуцауи изӕдтӕ ӕма Фидбилиз кӕддӕриддӕр тохунцӕ. Фидбилиз алли фонс, алли рӕзӕ, алли гъуддаги дӕр алцӕй хузи дӕр бацӕуй ӕма адӕймаги басайуй. Адӕймаг фӕррӕдуйуй ӕма Фидбилизи хай исуй. Ӕгас дуйнети фӕндӕ Хуцаумӕ ‘й: ӕнӕ Хуцау цӕрӕн дӕр ӕма мӕлӕн дӕр нӕййес. |
Фидбилиз и там не оставляет своих дел и хлопочет о погибели человека.
Вот потому-то Божьи ангелы и Фидбилиз постоянно сражаются. Фидбилиз проникает во всякий скот, плоды, в любое дело в разных образах и обманывает человека. Человек ошибается и становится добычей Фидбилиза. Все замыслы мира – в Боге: без Бога нет ни жизни, ни смерти. |
|
Мæнгæ дуйне
Аци уӕлӕбӕл дуйней, мах кӕми цӕрӕн, нӕ цӕститӕй ке уинӕн — нӕ сӕргъи цъӕх арв, хор, мӕйӕ, ӕстъалутӕ сау мегъти хӕццӕ, дон, зӕнхӕ ӕд хонсар, ӕд фонс, адӕймаги царди исаразуни туххӕй, адӕймаг цӕрунӕй, гъӕздугдзийнадӕй кӕми не ‘фсӕдуй, е. |
Призрачный мир
Это тот мир на поверхности, в котором мы живем; то, что мы видим своими глазами: вверху – голубое небо, солнце, месяц, звезды с темными тучами, затем – вода, земля от севера до юга со скотом и растениями, чтобы поддерживать жизнь людей, тот мир, в котором человек не может насытиться жизнью и богатством. |
|
А мӕнгӕ дуйнебӕл адӕймаг иуазӕггади цардӕй цӕруй ӕма е ӕй адӕймагӕн ӕхе устур дуйнемӕ исцӕттӕ кӕнуни туххӕй, Хуцауи размӕ кӕдзосӕй бацӕунмӕ дуйне. | В призрачном мире человек живет на положении гостя, для него это есть лишь мир, в котором он готовится к переходу в великий мир, чтобы предстать чистым пред Богом. | |
Адӕймаг ӕвзарӕнӕн аци мӕнгӕ дуйней ку нӕ адтайдӕ ӕ рӕсугъддзийнадӕ, ӕ гъӕздугдзийнадӕ, ӕ зунд, ӕ хъаурӕ, ӕ берӕ фӕразондзийнадӕ; адӕймаги аййеппитӕ ку нӕ бӕрӕг кодтайуонцӕ, уӕд алке дӕр изӕдти амбийнӕ адтайдӕ. Хуцау адӕймаги ӕ мӕнгӕ дуйнемӕ гӕсгӕ зонуй, уомӕ гӕсгӕ ӕй кадгин кӕнуй ӕма ин тӕрхон кӕнуй.
Адӕймаг дуйней медӕг бӕрӕг кӕнуй. Дуйне ӕ гъӕздугдзийнӕдтӕй, ӕ цардӕй адӕймаги ӕхемӕ ӕздахуй, ӕ Хуцауи хай ин рацох кӕнуй ӕма и арвмӕ, Хуцауи цӕрӕндонӕмӕ, Хуцауи хӕдзарӕмӕ райдард кӕнуй. |
Если бы этот призрачный мир не был предназначен человеку как испытание: его красота, его богатство, ум, сила, его долготерпение; ежели бы не проявлялись его недостатки, то каждый стал бы равным изаду (ангелу). Бог познает человека посредством призрачного мира и соответственно поступкам награждает и судит его.
Человек проявляет себя, находясь в нашем мире. Этот мир своими богатствами обращает человека в свою сторону, удаляет Бога из его сознания, отдаляет его от неба, местообитания Бога. |
|
Мæнгæ дуйней кæрон
Уӕлӕбӕл дуйнейӕн ӕ кӕрон уӕд уодзӕнӕй, ӕма Китай нӕуӕгӕй ку низмӕла, ӕма ӕгас дуйней цӕрӕг адӕмтӕ кӕрӕдзей хурфи ку рауайонцӕ, уӕлӕбӕл царди медӕг адӕймаг хӕстӕг- ӕнгӕрон ку нӕбал зононцӕ, гъеуӕд. |
Конец призрачного мира
Конец света наступит, когда вновь всколыхнется Китай, народы всего мира перемешаются, а в земном мире люди перестанут признавать соседство и товарищество.
|
|
Гъеуӕд ӕгас хорискӕсӕн адӕмти раздзӕуӕг Тазӕрет-Алий истохдзӕнӕй Алибеги (Аланбеги) хӕццӕ лӕгӕй-лӕгмӕ.
И тугъд уодзӕнӕй Хъуми будури фиццаг-фиццагдӕр бӕхи синӕкӕй, бӕхгини ‘гъдауӕй, уӕдта уарт ӕма кардӕй, уӕдта алли минеуӕгӕй дӕр. Еци тугъди исӕмбӕлдзӕнӕнцӕ ӕгас дуйней адӕмтӕ, хорискӕсӕнӕй ба хорӕфтуйӕнмӕ. Етӕ кӕсдзӕнӕнцӕ тугъдмӕ. |
И тогда вождь всего Востока Тазрет-Али сразится с Алибегом (Аланбеком) лицом к лицу.
Сражение произойдет на Кумской равнине вначале на конях, как сражаются всадники, потом – на мечах и щитах, а потом всяким другим оружием. В той битве сойдутся народы со всей земли, с Востока и с Запада. Они будут наблюдать за битвой.
|
|
Бӕхфӕлдист, кенӕ ба догъ кӕмӕн адтӕй, е ӕрцӕудзӕнӕй ӕ бӕхбӕл ӕма кӕсдзӕнӕй и тугъдмӕ ӕ бӕхи усхъӕй.
Ӕ устур хисти хъабагъ сагъд, кенӕ ба устур надбӕл циртдзӕвӕн сагъд, уӕлмӕрдти нивӕрзӕн гъӕдӕ, — етӕ ба кӕсдзӕнӕнцӕ, ка ӕ хъабагъи сӕрӕй, ка ӕ циртдзӕвӕнӕй, ка ӕ нивӕрзӕн гъӕди сӕрӕй и тугъдмӕ. |
Тот, кому был посвящен конь (при похоронах) или устроена скачка в его честь, тот прибудет на своем коне и будет следить за битвой со спины лошади.
А те, в честь кого (на похоронах) проводилась стрельба по мишеням, или кому был поставлен памятник на большой дороге, либо кому на могиле был врыт столб, те станут наблюдать сражение, кто с мишени, кто с памятника, а кто со столба. |
|
Алибег фӕттухгиндӕр уодзӕнӕй Тазӕрет-Алийбӕл ӕма хорискӕсӕни адӕмтӕ уой къохмӕ ӕрӕмбурд уодзӕнӕнцӕ.
Мӕнкъӕй Алибег Нарти кӕнтӕмӕ бацӕудзӕнӕй ӕма Нарти гуппургинти уӕллӕй ӕрбаддзӕнӕй. Нарти гуппургинтӕ ин ӕд минкъий, ӕд устур се ‘ндӕргъцӕ фестдзӕнӕнцӕ ӕма ин кадгин бунат ратдзӕнӕнцӕ. |
Алибег победит Тазрет-Али и народы Востока будут собраны под его руку.
Маленький Алибег войдет в царство Кантов и воссядет во главе именитых Нартов. Именитые Нарты, стар и млад, все разом встанут и предоставят ему почетное место. |
|
Устур дуйне
Адӕмӕн се ‘носон бунат ӕй Устур дуйне, Нарти кӕнтӕ кӕми ӕнцӕ, гъе, ейӕ. Устур дуйне фиццаг уӕлӕбӕл адтӕй, адӕм имӕ цудӕнцӕ сӕхе къахӕй, уӕдта Хуцауи дзурдӕй дӕлзӕнхӕмӕ ӕййивд ӕрцудӕй. |
Великий мир
Место вечного нахождения людей – это Великий мир, где находится царство мертвых Нартов, именно это оно и есть. Вначале Великий мир был на поверхности, люди заходили туда своими ногами, а потом по слову Божьему он был перемещен под землю. |
|
Уоми адӕм цӕрунцӕ фӕндонтӕбӕл: сувӕллӕнттӕ еуварс цъӕх нӕуӕбӕл гъазунцӕ, фӕлмӕн хори гъармӕ сӕхе исӕрхунцӕ.
Асӕбӕл адӕм ба — еуӕрдигӕй аулгай ӕма хестӕргай. Устур дуйней нӕ цитгин хестӕртӕ тӕрхон кӕнунцӕ уӕлӕбӕл адӕмӕн. Е ‘нгъуд кӕмӕн ӕрхъӕртуй, уой сӕхемӕ райсунцӕ. |
Там люди живут как хотят: в сторонке дети играют на зеленой травке, забавляются под теплыми лучами солнца.
Взрослые же люди – располагаются по родам и по старшинству. В Великом мире наши славные старейшины судят народ, живущий на поверхности. Кому подходит срок, тех забирают к себе. |
|
Уоми адӕм сӕ цард сабур, ӕнцад, ӕнӕ хъипп, ӕнӕ стуфӕй ӕрветунцӕ.
Алке дӕр, ӕ фӕсмӕрдӕ ин ци ниххӕлар кӕнунцӕ ӕ хистити, уомӕй цӕруй. Раст мардӕн ӕ хистити бӕнтти уӕлӕбӕл хӕларгонд ка ‘рцӕуа, е ӕ рази лӕууй, идзагӕй-идзагдӕр кӕнуй, ӕведуйгӕй цӕуй, сӕрдӕ симӕр нӕ кӕнуй, зумӕг ба сӕлгӕ. |
Жизнь людей проходит там тихо, спокойно, без шума и крика.
Там каждый живет тем, что ему посвящают после смерти на поминках. И то, что покойнику в дни поминок посвящается, все это находится возле него, увеличиваясь, не иссякая; летом не преет, зимой не замерзает. |
|
Еци идзаг фингӕ, идзаг синонӕй алли мардӕн дӕр барӕ ес ӕма ӕ бон ӕй хайвӕндагон хай бакӕнун.
Уоми ӕнӕбари хай неке некӕмӕн кӕнуй. Мӕгур ӕнцӕ, мӕрдтӕрдигӕй ӕ ном иссерӕг кӕмӕн нӕййес, етӕ: неци син ес, къолӕй, къӕбӕргорӕй цӕрунцӕ. Мӕрдти ном ӕ фӕллойнӕй ахид ка ера ӕ уӕлӕбӕл дуйней, е ӕ мӕрдти над аразуй, уомӕн мӕрдтӕ идзаг хумӕ, идзаг игуӕрдӕнбӕл зелунцӕ. |
За этим обильным столом полным бокалом можно выделить долю любому умершему.
Там никто никому не выделяет долю против желания. Несчастны те, у кого нет того, кто бы их вспомнил: нет у них ничего, сгорбленные, ходят они в поисках хлебной корки. Тот же, кто часто поминает в верхнем мире своих покойников плодами своего труда, тот помогает тем своим умершим …. И у того покойники живут на обильных пашнях и лугах. |
|
Мӕрдтӕрдигӕй и мӕрдтӕ кӕрӕдземӕ рацо-бацо кӕнунцӕ, кӕрӕдзей уинунцӕ ӕма уӕлӕбӕл адӕммӕ дӕр се ‘нгас дарунцӕ.
Мӕрдтӕ сӕ фингӕй сӕ кӕрӕдземӕн дзӕбӕх зӕгъун фӕразунцӕ барвӕндонӕй. Мӕрдти уӕхӕн барӕ нӕййес тӕрегъӕдгунти: етӕ ӕнцӕ зиндони ӕма мӕрдти надбӕл. Мӕрдтӕ сӕ сӕхемӕ нӕма райстонцӕ. |
Усопшие ходят друг к другу в гости, видятся друг с другом и приглядывают за живущими в верхнем мире.
Покойники в состоянии добровольно помогать друг другу со своего стола. Но у грешников нет такой возможности: те находятся в аду и на дороге в Страну мертвых. Покойники их еще не взяли к себе. |
|
Тӕрегъӕдгунтӕ алцӕмӕй дӕр уоми мӕрдти гъӕуагӕй цӕрунцӕ: се ‘донуг ӕма се стонг сӕттун нӕ фӕразунцӕ. Сӕ берӕ хуӕруйнаг, ниуазуйнаг син неци агъаз кӕнуй.
Сӕ фингӕ — идзаг, сӕ губун — ӕстонг, ӕнӕхснад, цъумур, къолӕй бадунцӕ гъӕуагӕй, еумӕ цӕрунцӕ. Уинун, кӕсуни барӕ син ес, хуӕрун, дӕттуни барӕ ба нӕ. |
Грешники живут там, нуждаясь во всем: не могут утолить жажду и голод. Посвященное им множество еды и питья ничем им не помогает.
Столы их полны, зато желудки пусты; сидят они вместе, в нужде немытые и грязные. Есть у них право смотреть и видеть, но нет права кушать и раздавать. |
|
Феппайуйнæгтæ | Примечания | |
Нарти кæнтæ | загробный мир, в котором обитают души славных нартов. | |
ЦИГСÆИ-и архив, ф.144, 51 п.
Киунугæй: Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл.\ Исаразтонцæ Скъодтати Эльбрус æма Къибирти Амурхан. Дзауæгигъæу. Гассити Виктори номбæл РПК. 2005. Тъ. 17-18, 29-31. Ниффинста Гарданти Михал Киристонгъæуи, 1893-1924 æнзти. |
Архив СОИГСИ ф.144, п.51.
Опубликовано в: Нарты. Мифология и эпос на дигорском языке.\ Составители А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Владикавказ. ИПП им. В.Гассиева. 2005. С. 17-18, 29-31. Записал Гарданов Михал в сел. Христиановском в 1893-1924 гг. Перевел на русский язык М.А.Миндзаев. |
|
Вселенная была создана вначале как чистый небесный мир, в котором обитают Бог и его помощники, а затем была создана земля с ее богатствами и человек. Мир, в котором мы живем именуется «Мæнгæ дуйне», т.е. обманный, не настоящий, призрачный мир. Царство мертвых именуется «Устур дуйне» или «Великий мир» |
Возврат на титульный лист