Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан
    • Становление государственности у Алан
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

4 ДН Адæм

Опубликовано в 23.08.2023

на главную страницу

4 ДН Адæм Люди
https://www.nartosetia.ru/wp-content/uploads/2023/08/4-ДН-Адӕм.mp3
https://www.nartosetia.ru/wp-content/uploads/2023/08/4-ДН-Люди.mp3
Адӕми Хуцау исфӕлдиста. Алли адӕймагӕн дӕр ес уод ӕма бауӕр.

Ӕ бауӕр адӕймагӕн ӕй сикъитӕй конд, ӕ уод ба — Хуцауи коми тулфӕ — думгӕй.

Людей сотворил Бог. У каждого человека есть душа и тело.

Тело человеческое – из глины, а душа – от дыхания Бога.

Хуцау адӕймаги бауӕр Сами-Мисони сикъитӕй искодта, уод си бауагъта, зӕнхӕбӕл ӕй хецауӕн ӕривардта, зунд, лӕдӕрундзийнадӕ ӕма ин бар-фӕндӕнттӕ равардта ӕма ин загъта: «Дӕ къохти фӕллойнӕй дӕхе дарӕ, тӕрегъӕдӕй тӕрсӕ, ӕнӕфсӕрмӕй мӕ размӕ лӕуунгъон уо, ӕма де ‘нхузон адӕми гъӕуай кӕнун фӕразӕ!» Бог сотворил тело человека из Сами-Мисонской глины, вдохнул в него дух, поставил его главным на земле, наделил его разумом, сознанием, дал ему волю и сказал ему: «Живи трудом своих рук, бойся греха, будь способен бестрепетно стоять подле меня и будь готов защищать подобных тебе людей!»
Адӕймаг зӕнхӕбӕл ӕрцардӕй; ӕ зундӕй, ӕ лӕгигъӕдӕй фонс ӕрахӕста, исӕрмахур сӕ кодта, зӕнхӕй хӕзнатӕ есун райдӕдта ӕма зӕнхӕбӕл цидӕр исфӕлдесонд адтӕй, уонӕн хецау- ӕлдар иссӕй.

Фонсӕн се ‘хсир ниуазта, сӕ гъунӕй дарӕс кодта, сӕ фид ба син хуӕргӕ кодта.

Цӕмӕй ибӕл Хуцауи зӕрдӕ нӕ худтайдӕ, уой туххӕй ба, и фонсӕй ке равгӕрдидӕ, уомӕй Хуцауи ном ирдта, Хуцауӕн ӕй кувдтаги номӕй ӕвгарста.

Зажил на земле человек, умом и сноровкой завладел скотом, приручил его, стал использовать богатства земли и всему, что было сотворено на земле – стал господином.

От скота имел молоко, чтобы пить, из шерсти – делал одежду, а мясом питался.

Чтобы Бог на него не осерчал, когда резал скотину, человек всегда поминал имя Божие и всякую жертву посвящал Богу.

Хуцаумӕ хуарз кастӕнцӕ адӕймаги гъуддӕгтӕ ӕма берети ӕхецӕн лимӕнӕн райста, цардуодӕй сӕ ӕхемӕ исиста ӕма сӕ ӕ сугъзӕрийнӕ хӕдзари адӕмӕн гъӕуайгӕсӕн, фӕткӕн ӕма фӕндисӕрӕн ӕривардта.

Фонс иуарӕг Фӕлвӕра, Ӕфсатий, цард адгингӕнӕг Анӕгол, цард ӕхседӕг Курдалӕгон, Гъӕдӕрӕхснӕг ӕма Донбеттир, гъӕдтӕй дӕнттӕ игурунгӕнгутӕ, сирдтӕ ӕма дони фонс уе ‘уазгутӕ, се ‘вӕлмӕцгӕ кустӕй, ӕнӕрӕдуйгӕ зундӕй мӕнгӕ дуйней басастонцӕ ӕма адӕймаги цард ӕнӕмӕлгӕ искодтонцӕ.

Нравились Господу дела человеческие и многих из них он приблизил к себе, живыми поднял их к себе и поставил их в своем золотом доме приглядывать за людьми, за порядком.

Наделяющий человека скотом Фалвара, (небожитель) Афсати, делающий жизнь сладкой Анагол, закаляющий жизнь Курдалагон, Лесной Дух и Донбеттир, наполняющие реки водой высоко в лесах, покровители зверей и водной живности, своим неутомимым трудом и безошибочным умом одолели призрачный мир и сделали человеческую жизнь бессмертной.

Адӕймагӕн ӕ сӕргъи гъӕуайгӕнӕгӕн лӕуунцӕ Хуцау, Хуцауи лимӕнтӕ ӕма изӕдтӕ.

Ӕ къӕхти буни зӕнхӕ алли гъӕздугдзийнадӕ ӕма хӕзнайӕй идзаг ӕй.

Над человеком стоит, охраняя его, Бог, дружные с Богом и зэды (ангелы).

Под ногами у него земля, полная всяческими богатствами.

Ӕ фӕрстӕмӕ — адӕм, е ‘мхузон адӕм, кӕмӕн цӕруй ӕма кӕмӕн косуй, етӕ.

Уони зонун, нимайун ӕма уони имисун адӕймагӕн ӕй е стурдӕр ихӕс.

Вокруг него – люди, подобные ему, для кого он существует и для кого трудится.

Знать их, почитать, поминать и благодарить – важнейший долг человека.

ЦИГСÆИ-и архив, ф.144, 51 п.

Киунугæй: Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл.\ Исаразтонцæ Скъодтати Эльбрус æма Къибирти Амурхан. Дзауæгигъæу. Гассити Виктори номбæл РПК. 2005. Тъ. 28-29.

Ниффинста Гарданти Михал Киристонгъæуи, 1893-1924 æнзти.

Архив СОИГСИ ф.144, п.51.

Опубликовано в: Нарты. Мифология и эпос на дигорском языке.\ Составители А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Владикавказ. ИПП им. В.Гассиева. 2005. С. 28-29.

Записал Гарданов Михал в сел. Христиановском в 1893-1924 гг.

Перевел на русский язык М.А.Миндзаев.

Видение истории человечества с древнейших времен. Долг человека – вести себя по божески и благодарить Бога.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

eighty eight + = 94

Свежие записи

  • Záhuba Nartov
  •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
  • 05 Совет цард аразæг
  • 04 Ленин

Свежие комментарии

  1. ArthurJearf к Словарик иронско-русский
  2. Din к ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  3. Георгий к О ПРОГРАММЕ

Архивы

  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress