71 ДН 8.1. Нарти исӕфт | Гибель Нартов |
Нарти адӕм ку исхъал ӕнцӕ, уӕд Хуцауи хӕццӕ буцӕу кӕнун байдӕдтонцӕ. Сӕ хӕдзӕртти дуӕртти тӕрвӕзтӕ нӕбал кодтонцӕ, Хуцау нӕ ӕхецӕн ковун ӕнгъӕл уодзӕнӕй, зӕгъгӕ, дуӕрттӕбӕл бацӕугӕй нӕ сӕр ку рагубур кӕнӕн, уӕд. | Когда Нарты чрезмерно возгордились, то стали задирать Бога. Перестали они устанавливать верхнюю перекладину на двери иначе, мол, Бог подумает, что это ему мы кланяемся, когда, входя в дом, склоняем головы. |
Уотемӕй сӕхебӕл Хуцауи зӕрдӕ фӕхходун кодтонцӕ. | Этим они обидели Бога. |
Стонг ӕнзтӕ сӕбӕл растадӕй. Зӕнхӕбӕл тиллӕги муггаг нӕбал задӕй. | Но вот наступили голодные годы. Земля перестала родить зерно. |
Айдагъ ма син ӕхсӕвигон уӕларвбӕл разиннидӕ хуар, цирагъи хузӕн содзгӕ. Нарти адӕм сагъиндахъӕй ӕхстонцӕ еци хуар ӕма ин бонӕ ӕ нӕмуг уигътонцӕ, ӕма уомӕй ма цардӕнцӕ. | Только по ночам еще на фоне неба появлялись колосья, подобные горящим лучинам. Нарты стреляли из луков в эти колосья, а днем собирали зерна; тем и жили. |
Уӕдӕй ардӕмӕ байзадӕй «нарти хуар». Е куддӕр фӕззиндтӕй, уотӕ Нарт дӕр фесавдӕнцӕ. | Тогда-то и появился нартихуар (нартская пшеница или нартский хлеб). И как только появился «хлеб нартов», так нарты и исчезли. |
Феппайуйнагтæ | Примечания |
ЦИГСÆИ-и архив, ф.13, 6 п.
Киунугæй: Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл.\ Исаразтонцæ Скъодтати Эльбрус æма Къибирти Амурхан. Дзауæгигъæу. Гассити Виктори номбæл РПК. 2005. Тъ.228. Нийфинста Туйгъанти Мухарбег 1900 анзи. |
Опубликовано в:
Нарты. Мифология и эпос на дигорском языке.\ Составители А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Владикавказ. ИПП им. В.Гассиева. 2005. С.228. Записал Махарбег Туганов в 1900 г. Перевел на русский язык М.А.Миндзаев. |
«Нартовская эпопея завершается любопытным сказанием о гибели Нартов.
Сокрушив всех противников на земле, Нарты возгордились и решили померяться силами с самим богом. Но не видя его в лицо, они не находили способа вызвать его на бой. Тогда Сирдон им посоветовал: «Рассердите его, и он сам к вам явится» — «Но как его рассердить?» — «Перестаньте ему поклоняться и приносить жертвы, не упоминайте его имени, и он рассердится». Нарты так и поступили. Они перестали поклоняться богу и упоминать его имя. Переступая порог своих домов, они прежде вынуждены были, по причине низких дверей, нагибаться. Но теперь они спохватились, что эти вынужденные «поклоны» бог может принять по своему адресу, и немедленно перестроили дома, заменив низкие двери высокими… Бог пытался образумить Нартов, посылая к ним своего вестника —ласточку. Но Нарты стояли на своём. Тогда бог предложил им на выбор: либо вечную жизнь, либо вечную славу; по другим вариантам — либо плохое потомство, либо отсутствие потомства. Нарты предпочли вечную славу вечной жизни, отсутствие потомства — дурному потомству. После этого, по одним вариантам, бог поразил Нартов недородом, и они, примирившись с судьбой, сами соорудили себе склепы и закончили в них свои дни. По другим вариантам — под ними разверзлась земля и поглотила их. Нарты ушли из жизни, чтобы вечно жить в песнях. Отказ от вечной жизни во имя вечной славы — основная этическая идея нартовского эпоса. Этот же самый выбор — между славой и долговечностью — стоял перед величайшим из гомеровских героев Ахиллом. И, подобно Нартам, Ахилл предпочёл короткий, но блистательный путь долгому, но бесславному прозябанию» (из книги: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин.\Абаев В.И. Избранные труды в 4-х томах. Том 1 Религия, фольклор, Литература. 2-е изд. Владикавказ, Ир, 2020. С.173).
Гордыня погубила нартов. |
