Перейти к содержимому
NART OSETIA
Меню
  • …
  • ТЕКСТЫ Нартских сказаний
    • ТЕКСТЫ НА ДИГОРСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ НА ИРОНСКОМ ЯЗЫКЕ
    • ТЕКСТЫ осетино-русско-английские
    • Нарты на фарси
  • СТАТЬИ, книги о Нартах и не только о них
    • Вверх по Ирафу
    • Нартский эпос – культурная тропа
    • Электронная версия Нартовского эпоса
    •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
    • «Трудные» места в Нартовском эпосе
    • Этические представления нартов
    • Обычное право Дигории
    • Поведенческие модели нартов
      • Становление государственности у Алан
    • Становление государственности у Алан
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.1.
      • Становление Аланской государственности ч.2. на осетинском языке
      • Становление Аланской государственности (на осетинском) ч.3.
  • ДОПОЛНЕНИЯ к Нартам
    • Условная генеалогия нартов
    • Сказители нартовского эпоса
    • Собиратели, исследователи и издатели эпоса
    • Содержание семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Оглавление 1 тома
      • Оглавление 2 тома
      • Оглавление 3 тома
      • Оглавление 4 тома
      • Оглавление 5 тома
      • Оглавление 6 тома
      • Оглавление 7 тома
    • Примечания семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 1 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 2 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 3 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 4 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 5 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 6 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
      • Примечания к 7 книге семитомника «НАРТЫ КАДДЖЫТА»
  • География (перевод А.Г.Хамицаева)
  • ДИГОРОН адӕмон сфӕлдистадӕ (Гарданти Михал)
  • AXUJRADI roxs. СВЕТ просвещения
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЯХ ДИГОРИИ 1847 и 1886 годов
    • О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
    • ГОРНАЯ ЧАСТЬ ДИГОРИИ в 1847 г.
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г.,деревни, с указанием, под чьим аманатом состояли
    • ГОРНАЯ и ПЛОСКОСТНАЯ части ДИГОРИИ в 1847 г. по фамилиям
    • ДИГОРИЯ в 1847 г. Частотность мужских имен
    • ДИГОРИЯ в 1847 году. Частотность фамилий
  • ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  • ИСТОЧНИКИ
  • О ПРОГРАММЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
Меню

9 ДН Уасгерги

Опубликовано в 27.08.2023

на главную страницу

9 ДН Уасгерги Уасгерги
Сугъзӕрийнӕ бӕрзонд Уасгерги уӕларв, Хуцауи размӕ лӕууй ӕма адӕми гъӕуай кӕнуй.

Сугъдӕг Уасгерги мӕгуртӕн агъаз ӕй, ӕфхуӕрдтити рӕвдауй.

Золотой высокий Уасгерги находится при Боге на небесах, охраняя людей.

Пречистый Уасгерги помощник бедных, защитник обиженных.

Сугъдӕг Уасгерги размӕ ку цӕуа, уӕд фӕстӕмӕ гъӕуай кӕнуй, бӕрзондӕй рафӕлгӕсуй лигъз будуртӕмӕ ӕма тухст адӕмӕн агъаз дӕттуй.

Сугъзӕрийнӕ базургин тухсунгӕнӕги ӕфхуӕруй, мӕгурти, ӕнӕхъаурити ба ӕ базури буни бакӕнуй.

Когда пречистый Уасгерги идет, то поглядывает назад, озирая с высоты плоскогорья, оказывает помощь страждущим.

Златокрылый, карает он притеснителей, бедных же и бессильных принимает под свое крыло.

Сугъзӕрийнӕ базургин ӕзнаг сӕттӕг, хӕстӕг хӕссӕг ӕй, мӕгури кувд есагӕ ‘й.

Уасгерги арвӕй зӕнхи ‘хсӕн ӕ уорс аласабӕл ӕдӕхсӕвӕ, ӕдӕбонӕ зелуй ӕма хуарзгӕнгути хуарздзийнадӕбӕл аразуй ба къулумпи кӕнуй.

Он, златокрылый, сокрушитель врагов, сближающий людей. Он принимает обращенные к нему молитвы несчастных.

Днем и ночью между небом и землей на своем белом коне кружит Уасгерги, наставляя на путь истинный праведников, ставя препоны пред злоумышленниками.

Сугъдӕг сугъзӕрийнӕ базургин бӕрзонд Уасгерги фӕндаг аразӕг ӕй, хуарзбӕл ка зела, уони рӕствӕндаг кӕнуй.

Фудгӕнгути ӕнӕнгъӕлтӕбӕл еске къохи ӕфтауй.

Пречистый высокий златокрылый Уасгерги властитель дорог, охранитель путников, стремящихся к добру.

Злоумышленников же он нежданно (лишает своего покровительства и) передает в руки правых.

Сугъзӕрийнӕ базургин бӕлццӕнттӕн фӕндагсар ӕй, хуймонтӕн — галдӕрӕг, фиййаутӕн — гъӕуайгӕнӕг, лӕхъуӕнтӕн — киндзӕмбал ӕма къохбӕлхуӕцӕг.

Бӕстӕбӕл хуарз — силгоймагӕй — адӕймаги къохи сугъзӕрийнӕ базургин бафтудта.

Табу дӕуӕн, бӕрзонд Уасгерги!

Златокрылый, для путников он – хозяин дорог, для пахарей – охранитель волов, для пастухов – оберегатель скота, для парней – шафер, либо дружка невесты.

Слава тебе, высокий Уасгерги!

Мӕгур адӕм, сугъдӕг расти Уасгерги, де ‘уазӕг ӕнцӕ. Дӕ нивонд — и дзоги ‘хсӕн сау нӕл сӕгъӕ ӕма бор нӕл фус.

Уасгерги адӕммӕ ӕстӕнмӕ фӕззиннуй. Зингӕ ба сӕмӕ бакъахуни туххӕй фӕккӕнуй, иуазӕги ӕгъдауӕй, тухст рӕстӕги ӕ къулух бӕхбӕл, тухст бӕлццонӕй, сабийи хузи.

О, справедливый пречистый Уасгерги, бедный люд под твоим покровительством. Тебе жертвуют из каждой отары черного козла и рыжего барана.

Уасгерги изредка является людям. А появляется он, чтобы их испытать на исполнение долга перед гостями, обычно на хромой лошаденке в образе страдающего путника или ребенка.

Мадӕ-Майрӕн Мада- Майран
Ӕгас дуйней мадӕ ӕй Мадӕ-Майрӕн, лӕхъуӕнти мадӕ.

Дуйнебӕл Хуцауи номӕй киндзи кадӕр цӕуй, уонӕн сӕ киндзӕмбал дигиза ӕй Мадӕ-Майрӕн.

Мать Мария – это мать вселенной, мать юношей.

У всех в этом мире, кто Божьим именем выходит замуж, покровительницей бывает Мада-Майрам (Мать Мария).

Мадӕ-Майрӕн раст хумгӕнгутӕн сӕ къередзау ӕй, нӕуӕг киндзитӕн зӕнӕг иуаруй: кӕмӕн — кизгӕ, кӕмӕн — лӕхъуӕн.

Сугъдӕг Мадӕ-Майрӕн Хуцауи рази лӕууй ӕма адӕмӕй Хуцауи ӕхсӕн хӕлардзийнадӕ аразуй.

Мать Мария праведным пахарям кормилица, молодых невесток детками наделяет: кому – дочь, а кому – сына.

Пречистая Мать Мария стоит пред Богом и устанавливает доброжелательные отношения меж Богом и людьми.

Мадӕ-Майрӕн ӕгас дуйней минкъий сабийтӕ гъӕуай кӕнуй фуд Алаурдийӕй, ӕ сугъзӕрийнӕ базурти буни сӕ даруй, сӕ дзиуарӕ ба син ӕ зӕлдусӕй радауй. Маленьких детей всего мира Мать Мария хранит от злого Алаурди, укрывает их своим золотым крылом, а болячки их смахивает.
Мадӕ-Майрӕн ӕй арв ӕма зӕнхи ‘хсӕн уарзондзийнади мийнӕвар.

Е Хуцауи зӕрдӕ адӕммӕ фӕлмӕн кӕнуй ӕма адӕми ӕргом Хуцаумӕ аразуй.

Мать-Мария – это посланница любви меж небом и людьми.

Она смягчает сердце Господа к людям и открывает их сердца пред Богом.

Уас -Тотур Уас -Тотур
Тотур адӕймаги дзӕбӕхдзийнадӕбӕл зелуй Хуцауи рази.

Табу Уас-Тотурӕн!.. Е Фӕлвӕрай фонси хатт гъӕддон сирдтӕй гъӕуай кӕнуй, фиййаутӕн, ӕнӕ уингӕй, ӕмбалеуӕггӕнгӕй, Хуцауи хӕдзари цӕруй.

Для пользы людей Тотур пребывает подле Бога.

Слава Уас-Тотуру! Он охраняет скот Фалвара от диких зверей, оказывает помощь незнакомым пастухам, а живет он в доме Бога.

Уас-Тотур адӕймагӕн ӕ бони игурд галтӕ ӕрмахур искодта ӕма сӕ готони рацӕун кодта.

Сирдтӕ, адӕймаги сау фонси ӕзнӕгтӕ Уас-Тотурӕй цӕстӕ хезунцӕ: уомӕй син барӕ лӕвӕрд ку нӕ уа, уӕд сӕ ком баст ӕй.

Уас-Тотур приучил быков, рожденных в его день, к ярму и заставил их тянуть плуг, для пользы человека.

Дикие звери, враги домашнего скота ожидают взгляда (повеления) от Уас-Тотура. Если он не позволит, то их пасти остаются закрытыми.

Уас-Тотур, нӕ фонс де ‘уӕзӕг, берӕгъи ком сӕмӕ баст дарӕ, ма сӕмӕ ‘й байхалӕ.

Сугъдӕг, Уӕларвон Тотур мӕгур косӕг лӕги фиййау ӕй, ӕ кувдтаг цӕхгун къеретӕй ӕй.

О, Уас-Тотур, береги наш скот, пусть волчьи пасти будут закрыты, …

Пречистый небесный Тотур – пастырь бедняков, и молятся ему солеными пирогами.

Цубур думӕггаг, бӕгъӕнбад, ӕ фадгутӕ хӕрдмӕ тухт, уотемӕй, ӕнӕ ӕринцойнӕгӕнгӕй, мӕгур адӕми фӕдбӕл зелуй. В короткополой одежде, босиком, с закатанными штанинами, неутомимо помогает он бедному люду.
Феппайуйнæгтæ Примечания
ЦИГСÆИ-и архив, ф.144, 51 п.

Киунугæй: Нартæ. Мифологи æма эпос дигорон æвзагбæл.\ Исаразтонцæ Скъодтати Эльбрус æма Къибирти Амурхан. Дзауæгигъæу. Гассити Виктори номбæл РПК. 2005. Тъ. 26-27, 28.

Ниффинста Гарданти Михал Киристонгъæуи, 1893-1924 æнзти.

Архив СОИГСИ ф.144, п.51.

Опубликовано в: Нарты. Мифология и эпос на дигорском языке.\ Составители А.Я.Кибиров, Э.Б.Скодтаев. Владикавказ. ИПП им. В.Гассиева. 2005. С. 26-27, 28.

Записал Гарданов Михал в сел. Христиановском в 1893-1924 гг.

Перевел на русский язык М.А.Миндзаев.

Разъяснение того, кто такие Уасгерги, Мать Мария, Уас-Тотур и, одновременно, молитва, обращенная к ним.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

eighty four ÷ = twelve

Свежие записи

  • Záhuba Nartov
  •  «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» НАРТЫ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
  • Фамильная справка Хамицаевых
  • 05 Совет цард аразæг
  • 04 Ленин

Свежие комментарии

  1. ArthurJearf к Словарик иронско-русский
  2. Din к ПЕРЕПИСЬ Дигории 1886 года
  3. Георгий к О ПРОГРАММЕ

Архивы

  • Июнь 2025
  • Январь 2025
  • Ноябрь 2024
  • Июнь 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июнь 2023

Рубрики

  • English
  • Slovensky
  • Дигорон
  • Дополнительные
  • Ирон
  • Исходные
  • Краткое содержание
  • Рубрика 1 продукты
  • ТАХ Вверх
  • Фарси
©2025 NART OSETIA | Дизайн: Газетная тема WordPress